Сибирские ученые обнаружили свойства клеток, которые помогут в лечении рака

© Fotolia / capifruttaУченый работает с микроскопом. Архивное фотоУченый работает с микроскопом. Архивное фото

НОВОСИБИРСК, 25 янв – РИА Новости. Ученые Института цитологии и генетики СО РАН обнаружили уникальные свойства раковых стволовых клеток, что поможет отследить эффективность лечения и целенаправленно уничтожать такие клетки, сообщает пресс-служба института.

Раковые клетки
Ученые из России создали наночастицы-"гранаты", убивающие рак

В ИЦиГ пояснили, что, занимаясь изучением этой разновидности клеток, группа ученых института обнаружила у них способность захватывать экстраклеточные фрагменты ДНК. Используя эту особенность, ученые смогли пометить раковые стволовые клетки: они ввели специфический флуорохромный краситель в ДНК-зонд, и принявшие его клетки стали светиться красным.

"Во-первых, эта особенность является новым универсальным маркером стволовых раковых клеток и позволяет отслеживать эффективность проводимого лечения. Иначе говоря, мы получили возможность отследить, все ли такие клетки уничтожены. Если ответ отрицательный, говорить об излечении рано, поскольку сохраняется опасность повторного развития болезни", — приводятся в сообщении слова старшего научного сотрудника лаборатории индуцированных клеточных процессов института Евгении Долговой.

Ученый отметила, что вторым важным следствием является возможность, используя это свойство, проводить таргетное (нацеленное) воздействие противораковых препаратов именно на стволовые клетки как причину возникновения заболевания. В институте уже разработана стратегия такого лечения.

Исследования в лаборатории. Архивное фото
Стало известно, когда в России появится новый препарат от рака

В институте отметили, что фрагменты ДНК, попавшие в стволовую раковую клетку через определенный временной промежуток после воздействия цитостатиками (применяются при химиотерапии), не дают клетке завершить процесс восстановления и она погибает. На этом взаимодействии была построена стратегия лечения лабораторных мышей от асцитной опухоли Кребс-2, которая обычно ведет к неизбежной гибели животных в течение двух недель. Однако ученым удалось полностью вылечить 50% мышей, а некоторые после дали здоровое потомство.

"Новая стратегия лечения, основанная на обнаруженном природном механизме поглощения клетками фрагментов ДНК, может быть применима к большинству разновидностей раковых опухолей. Правда, в каждом случае необходимо разрабатывать свой регламент лечения", — сообщили в ИЦиГ, добавив, что положительные результаты уже дали эксперименты с колониями человеческих клеток, пораженными такой разновидностью рака, как глиобластома.