Палеонтологи раскрыли родословную древнего "ктулху"

Древнее беспозвоночное животное Haplophrentis, которое раньше ошибочно считали моллюском

МОСКВА, 11 янв – РИА Новости. Палеонтологи обнаружили в Канаде новые останки странного морского существа, похожего на "Ктулху" из рассказов Лавкрафта, которые помогли им установить родословную этого палеозойского чудища и выяснить, что он не является родичем осьминогов и других моллюсков, как считали ученые ранее, говорится в статье, опубликованной в Nature.

"Наше самое интересное и важное открытие заключается в том, что ротовой аппарат гиолитов, представляющий собой набор щупалец, исходящих от их рта, содержит в себе отверстие, расположенное между его раковиной-конусом и ее "крышкой". Только один вид животных – брахиоподы – обладают схожей чертой анатомии. Это говорит о том, что гиолиты являются не моллюсками, а родичами брахиопод", — заявил Джозеф Мосиюк (Joseph Moysiuk) из университета Торонто (Канада).

В породах времен палеозоя и кембрийского периода ученые часто находят останки крайне причудливо выглядящих животных, которые настолько не похожи на современных или ископаемых живых существ, что палеонтологи не могут отнести их ни к одному роду или даже классу животных.

Так художник представил себе то, как выглядел монстр Тулли 300 миллионов лет назад
Ученые: ископаемый "пришелец" из США оказался позвоночным животным

К примеру, только в прошлом году палеонтологи выяснили, что загадочный "монстр Тулли", существо инопланетного вида с глазами на стебельках и шеей гуся, был позвоночным животным, а не червем или моллюском, а фрагменты тела крупнейшего хищника Кембрия, двухметрового гиганта аномалокариса, считались тремя разными видами животных на протяжении почти 40 лет.

Многие из этих удивительных открытий стали возможны благодаря открытию так называемых лагерштеттов – особых сланцевых пород, которые формируются в бедных кислородом водах моря, благодаря чему даже самые мягкие ткани тела, в том числе и глаза, отпечатываются в них. Два года назад Мосиюк и его коллеги открыли гигантские залежи лагерштеттов на территории национального парка Кутеней на западе Канады, в которых ученые нашли сотни отпечатков тел позвоночных и беспозвоночных существ, живших во время Кембрия.

Так художник представил себе галлюцигению
Палеонтологи выяснили, как выглядела голова "матери беспозвоночных"

Изучая эти залежи, канадские палеонтологи натолкнулись на несколько великолепно сохранившихся останков так называемых гиолитов (Hyolitha) – необычных беспозвоночных существ, похожих по облику на мифического Ктулху. Они обладали длинными щупальцами, прочным коническим панцирем и крышкой, закрывавшем вход в него. Как предполагают ученые, эти существа, подобно хтоническому богу из рассказов Лавкрафта, жили на дне первичного океана, вылавливая пищу из придонных вод или песков на дне. По мнению ученых, они первыми научились защищать свое тело при помощи твердых панцырей.

Ученый держит в руках отпечаток "ктулху", найденный в национальном парке Кутенай

Проанализировав структуру этих окаменелостей и сравнив их еще с полутора тысячами отпечатков гиолитов, найденных в других отложениях лагерштеттов в Канаде и Австралии, ученые смогли восстановить структуру ротового аппарата и щупалец этого необычного существа.

К их удивлению, они оказались похожими не на то, как выглядят "конечности" моллюсков, которых ранее считались учеными ближайшими родичами гиолитов, а на то, как устроены фильтрующие органы брахиопод – морских беспозвоночных животных, которых в простонародье часто называют ракушками, хотя на самом деле они таковыми не являются. Брахиоподы были широко распространены в морях Земли в прошлом, однако сегодня почти все они вымерли.

Так художник представил себе червя Pambdelurion whittingtoni, общего предка членистоногих
Черви-пенисы были предками насекомых, заявляют палеонтологи

"Разрешение споров вокруг гиолитов, которые продолжались более 170 лет, расширяет наше понимание того, что происходило во время "кембрийского взрыва", когда за короткое время возникли все современные группы животных. Наше исследование подчеркивает важность отпечатков мягких тканей в сланцах в изучении этих животных, о которых мы почти ничего не знаем", — заключает Мартин Смит(Martin Smith), коллега Мосиюка по университету.

• да, дистанция между моллюсками и брахиоподами очень велика...
    12.01.2017
  • vl_basov в ответ пользователю Andrey Rudoy(показатьскрыть)
    Andrey Rudoy, и между древними украми, прямыми потомками брахиоподов...
    12.01.2017
  • да, дистанция между моллюсками и брахиоподами очень велика...
    12.01.2017
  • vl_basov в ответ пользователю Andrey Rudoy(показатьскрыть)
    Andrey Rudoy, и между древними украми, прямыми потомками брахиоподов...
    12.01.2017
  • Ктулхи произошли от укропоидов. То же мне - ученые!
    12.01.2017
  • baraybo в ответ пользователю vl_basov(показатьскрыть)
    vl_basov, не потомками, а прародителями.
    12.01.2017
  • Выяснили родословную КТУЛХУ? Молодцы. Теперь выясните родословную - Аякаши.
    12.01.2017
  • Аякаши - это отдельная ветвь укробандероподов, появившаяся вследствие сверхъестественных горилкомутаций. В дальнейшем разделилась на две подветви: собственно гориллок, освоивших африканский континент, и бандерлогов, мигрировавших в Восточную Европу и по пути вырывших яму для огуречного рассола, которую теперь называют Черным морем. Один из представителей последней подветви - аякаш Петро Попрошенко.
    RUKAPOMOHI, все просто!
    12.01.2017
  • Прочитал все статьи, связанные с данной, очень интересно! Правда и материал и комментарии иногда смешат, а иногда раздражают. Например, пишут:"Какая гадость! не хотел(а) бы я жить в том океане и встретиться с этим монстром!".
    Так и хочется сказать: ОНИ ведь предки всего, живущего сейчас, их классификация невозможна - даже учеными-палеонтологами! А вдруг то, что вам так противно - это, конкретно, ВАШ предок (наш тоже)? Доказать нельзя ни это, ни обратное - слишком много пробелов! Это предки ХОРДОВЫХ, значит - и наши с вами! :))) Да - вот, бегал когда-то по дну такой вот, - Пра-пра...-Иваныч!
  • RUKAPOMOHI в ответ пользователю vl_basov(показатьскрыть)
    vl_basov, А вы это японцу расскажите. Только аптечку не забудьте прихватить с собой, кому-то из вас она может пригодиться.
  • RUKAPOMOHI в ответ пользователю vl_basov(показатьскрыть)
    vl_basov, Конечно. Минусовать и плюсовать просто, труднее своею головою думать.
  • vl_basov в ответ пользователю RUKAPOMOHI(показатьскрыть)
    RUKAPOMOHI, а что это вы вдруг за японцев так запереживали?
  • vl_basov в ответ пользователю RUKAPOMOHI(показатьскрыть)
    RUKAPOMOHI, а можно узнать, о чем нужно думать, по-вашему...
  • RUKAPOMOHI в ответ пользователю vl_basov(показатьскрыть)
    vl_basov, Потому что, аякаши из мифологии японцев. И незачем перевирать.
  • RUKAPOMOHI в ответ пользователю vl_basov(показатьскрыть)
    vl_basov, Думайте о чём хотите. Только помните - другой тоже человек.
    13.01.2017
  • Основной что отличает Ктулху от всяких там осьминогов, моллюсков и брахиоподов это его способность воздействовать на разум человек, а эта тема совсем в статье не затронута, так что вопрос - А был ли Ктулху?