Астрономы открыли гигантские световые нимбы, окружающие галактики

МОСКВА, 11 янв – РИА Новости. Каждая галактика окружена своеобразным нимбом из древнего рассеянного света, который хранит в себе миллиарды лет эволюции и истории рождения и смерти первых звезд Вселенной, говорится в статье, опубликованной в журнале MNRAS.

"Древние галактики, в которых активно формировались звезды в прошлом, окружены гигантским и тусклым нимбом из лаймановских фотонов, которым приходится путешествовать сотни тысяч световых лет, "перепрыгивая" от одной молекулы к другой, пока они не вырвутся на свободу в открытый космос. Теперь нам нужно понять, как именно и почему фотоны так "тормозят", — заявил Дэвид Собрал (David Sobral) из университета Ланкастера (Великобритания).

Так называемые лаймановские фотоны представляют собой высокоэнергичные частицы света, которые излучает водород, находящийся в недрах самых ярких и горячих звезд. Все подобные частицы сконцентрированы на узком участке ультафиолетовой части спектра, который называется "серией" или "лесом" Лаймана. Эту закономерность астрономы используют для определения расстояния до самых далеких галактик и звезд, ориентируясь на энергию лаймановских фотонов и их красное смещение.

Самая древняя на сегодняшний день галактика MACS 1149-JD, расположенная в созвездии Льва
Ученые обнаружили самую древнюю на сегодня галактику в созвездии Льва

Собрал и его коллега Йоррит Мэтти (Jorryt Matthee) из Лейденского университета (Нидерланды) изучали свойства этого излучения, исходящего от тысячи самых далеких галактик, удаленных от Земли на 11 миллиардов световых лет. Их интересовало, почему лаймановское излучение, самая яркая и мощная часть света звезд, не доминирует в свете даже самых далеких галактик, где новые светила рождались в сотни и тысячи раз быстрее, чем в Млечном Пути.

Европейские астрономы смогли найти ответ на этот вопрос, разработав методику, которая позволила им оценить реальную долю этого излучения в свечении галактик, используя линии гелия в их спектре, и определить расположение его источников. Как оказалось, большая часть этого ультрафиолетового излучения – около 94,5%  — не покидала пределов ядер галактик, так как они попадали в облака нейтрального водорода, окружавшие древние галактики во времена юности Вселенной.

Попадая в них, фотоны начинали "прыгать" с одной молекулы водорода на другую, в результате чего яркий ультрафиолетовый свет юных звезд рассеивался и замедлялся, образуя своеобразный световой ореол, нимб, окружающий галактику. В результате этого лаймановское излучение этих галактик выходило далеко за их пределы, покрывая примерно в два раза больше пространства, чем сами галактики.

Астроном Алексей Финогенов из Института внеземной физики в Гархинге
Астроном: мы выяснили, что галактики умирают из-за "обжорства"

Изучение этого нимба может помочь ученым узнать, как часто формировались звезды в далеком прошлом, и понять, как рождались и умирали первые галактики Вселенной. Запуск новых космических и наземных телескопов, таких как "Джеймс Уэбб" и E-ELT, поможет решить эту задачу, заключают ученые.

Данное открытие полностью подтверждает тот факт, что фотоны имеют массу. Это открытие хорошо сочетается с открытием фотонной молекулы. Фотоны света определённой частоты, в данном случае ультрафиолетового диапазона, поглощаются ядром атома, в данном случае атомом водорода, и пере излучаются. Фотоны, перемещаясь от протона к протону, образуют между собой связанные состояния, фотонные молекулы. В связанном состоянии оказываются атомы водорода с фотонными молекулами, образуя общую массу в виде нимба галактики.
dudin_1949, В статье русским по белому написано, что переизлучают "облака нейтрального водорода", то есть это "нормальные" атомы (состоящие из протона и электрона), да ещë и связанные в нормальные (химические) молекулы. В таких системах поглощение/излучение фотонов происходит переходом ЭЛЕКТРОНА на более высокий/низкий уровень энергии ("орбиту"), НЕ ЯДРА! А ядро (протон) лишь участвует в создании потенциального электрического поля, удерживающего электрон в атоме и позволяющего ему сформировать энергетические уровни. При связывании атомов в молекулу для "обобщëнных" молекулой электронов появляется больше возможных квантовых состояний, потому в спектре поглощения/излучения МОЛЕКУЛЫ линии располагаются "пачками". В данном случае речь идëт как раз о такой пачке, называемой "серией Лаймана". Процесс вкратце описывается так: поглощение фотона молекулой - переход электрона на более высокий энергетический уровень - возбуждëнное состояние молекулы, длящееся некоторое время - испускание фотона с возвратом молекулы в основное состояние - распространение фотона до следующей молекулы. Эффект "задержки фотона" связан с существенным (хоть и случайным) временем нахождения молекулы в возбуждëнном состоянии и временем распространения его между молекулами (со скоростью света, а, значит, нулевой массой покоя). Насколько помнится, описание данного механизма было дано ещë в начале прошлого века и не требовало никаких новомодных штучек вроде "фотонных молекул", "связанных состояний" и "квантовых газов" как и наделения фотона массой покоя. Кстати, публикации Энштейном этой теории в этом году исполнится ровно 100 лет.
12.01.2017
dudin_1949, А то, что фотон имеет массу и раньше было известно - в чем же тут "открытие"? Он сообщает момент "вертушке" - значит имеет и массу.
12.01.2017