Астрономы объяснили тайну существования атмосферы Плутона

«Мордор» и прочие регионы Харона

МОСКВА, 10 янв – РИА Новости. Атмосфера Плутона не испарилась в космос за последние несколько миллионов лет благодаря существованию Харона, периодически закрывающего Плутон от солнечного ветра, уносящего молекулы газа, говорится в статье, опубликованной в журнале Icarus.

"Атмосфера Харона является временной, однако в то время, когда она присутствует, Харон превращается в своеобразный щит, который оберегает атмосферу Плутона от уничтожения и перенаправляет большую часть потока солнечного ветра в стороны от карликовой планеты", — рассказывает Кэрол Пати (Carol Paty) из Технологического университета Джорджии в Атланте (США).

Когда зонд New Horizons прибыл в систему Плутона, Алан Стерн, руководитель миссии, и его команда с удивлением обнаружили, что Плутон обладает сложной атмосферой. В ней присутствуют облака, состоящие из множества сложных молекул, иногда идет снег, дуют ветра и происходят другие процессы. Оказалось, что атмосфера Плутона больше похожа на сложные воздушные прослойки Земли или Титана, чем на простые газовые оболочки подобных Плутону планет, расположенных на большом расстоянии от Солнца.

Другой большой странностью, открытой New Horizons, стало то, как Плутон взаимодействует с солнечным ветром. Как отмечали ученые из НАСА, поток заряженных частиц и плазмы почти не уносит молекулы газов из атмосферы Плутона в открытый космос, так как карликовая планета почти не взаимодействует с ним по непонятной ученым причине.

«Полумесяц» Плутона
Ученые: New Horizons раскрыл загадочные свойства атмосферы Плутона

Ответом на эту загадку, как выяснили Пати и ее коллега Джон Хэйл (John Hale), взаимодействие временной атмосферы Харона с солнечным ветром.

Изучая данные, которые New Horizons получил во время пролета через систему Плутона, Пати и Хэйл обратили внимание на то, что на поверхности Харона присутствуют крупные кратеры, при формировании которых большое количество водяного и азотного льда, составляющих основу "пород" этой луны Плутона, должно было испариться и сформировать временную атмосферу.

Эта атмосфера, как предположили ученые, должна была влиять на то, как солнечный ветер проходит через систему Плутона. Хэйл и Пати попытались выяснить это, построив компьютерную модель Харона и Плутона. Эта модель была основана на данных, собранных при изучении Титана и Ганимеда, спутников Сатурна и Юпитера, а также результатах наблюдений New Horizons.

Регион Мордор на поверхности Харона, спутника Плутона
Астрономы раскрыли тайну рождения "Мордора" на Хароне

Как показали расчеты, появление даже очень тонкой временной атмосферы на Хароне очень сильно повлияет на то, как он будет взаимодействовать с солнечным ветром. При наличии атмосферы спутник будет играть роль своеобразного "волнореза", который будет отклонять в стороны поток протонов, испускаемых Солнцем, и не даст им сталкиваться с молекулами газа в атмосфере Плутона. Таким образом, сила и плотность солнечного ветра уменьшаются почти в два раза, что очень сильно замедляет "утечку" атмосферы Плутона в космос.

С одной стороны, это объясняет, почему Плутон до сих пор обладает атмосферой, несмотря на отсутствие у него магнитного поля, а с другой – результаты расчетов ученых оказались примерно в 2,5 раза ниже, чем реальные значения скорости солнечного ветра и плотности его частиц, сделанные на New Horizons.

Изображение Плутона, полученное зондом New Horizons
Ученый: Плутон превратится в обитаемую планету-океан через 5 млрд лет

Дальнейший анализ данных и расчеты помогут узнать, как возникло это расхождение. Они позволят вычислить плотность и массу атмосферы Плутона в первые дни его жизни. Изначальный состав атмосферы Плутона крайне важен для ученых, поскольку он расскажет, из чего состояла первичная материя Солнечной системы.

• А коррупция на Плутоне есть?
    10.01.2017
  • Странно... На Плутоне есть атмосфера, значит он достаточно крупный чтобы считаться планетой, но почему-то астрономы решили отобрать у него статус планеты!?
    10.01.2017
  • Шикарное исследование. А теперь пусть эти двое расскажут по какой причине солнечный ветер не воздействует на атмосферу Плутона, когда Харон находится позади Плутона? Или они хотят сказать, что Харон всегда находится между солнцем и плутоном?
    10.01.2017
  • все исследования теоретиков - это бред, как эволюционная теория.
    10.01.2017
  • А коррупция на Плутоне есть?
    10.01.2017
  • Антон Реут в ответ пользователю RUKAPOMOHI(показатьскрыть)
    RUKAPOMOHI, на поверхности Плутона много льда который испаряясь образует атмосферу (испарение льда без перехода в жидкое состояние - возгонка), соответственно в периоды когда Харон закрывает Плутон атмосфера восполняется. Примерно так.
    10.01.2017
  • RUKAPOMOHI в ответ пользователю Антон Реут(показатьскрыть)
    Антон Реут, Правильно. Только эти учёные про это видимо не знают. У них солнечный ветер и Харон.
    10.01.2017
  • Николай kola72 в ответ пользователю karat440(показатьскрыть)
    karat440, не соответствует всем современным критериям. Является спутником Солнца - да, масса достаточная, чтобы под действием собственной гравитации стал шарообразным - да, но десять лет назад для планет ввели еще третий критерий - планетой стали считать только тела, которые расчистили свою орбиту от других объектов или захватили их в качестве спутников. Плутон не расчистил свою орбиту от астероидов и пыли, не хватает массы.
    А Харон скорее всего скоро вообще перестанут считать спутником Плутона, все к этому идет - фактически это меньший элемент двойной планеты - центр масс находится за пределами Плутона, расстояние минимальное, период очень короткий. Фактически Плутон вращается вокруг Харона, а Харон вокруг Плутона всегда повернувшись друг к другу одной стороной. Это как два ребенка взявшись за руки раскрутились держась друг за друга. А система планета - спутник, это как взрослый, раскрутивший ребенка.
    11.01.2017
  • Когда уже скажут,что инопланетная форма жизни существует) (только не про бактерии)
    11.01.2017
  • srzxnav, дак вот в "очевидном невероятном" предсказали что в 2015-2022 годах будет уже проявляться активность инопланетян и всеобщий контакт нас с ними, их с нами..
  • sendyurev в ответ пользователю avgust08probel(показатьскрыть)
    avgust08probel, эволюционная теория имеет под собой множетсво подетверждений. Вы ощущаете разницу между теорией и предположением? Гравитация, в конце концов, тоже теория. Вы не верите в гравитацию?
    11.01.2017
  • avgust08probel в ответ пользователю sendyurev(показатьскрыть)
    sendyurev,
    Ни одна обезьяна не стала человеком или хоть чуть приблизилась к нам за все годы исследований. Я не знаю ни одного подтверждения эвол теории. Назовите. И вообще, я написал про теорию, при чем тут гравитация?
  • sendyurev в ответ пользователю avgust08probel(показатьскрыть)
    avgust08probel, вы абсолютно не понимаете эволюцию и эволюционные механизмы. Раскрою вам страшную тайну, человек не произошел от обезьян, ныне живущих. Так же, когда-то из яйца рептилии не вылупилась птица. глобальные межвидовые эволюционные процессы занимают миллионы лет. Однако, эволюционные процессы наблюдаются,как в естественных, так и в лабораторных условиях. Известны случаи образования новых видов. Факт эволюции на внутривидовом уровне доказан экспериментально, а процессы видобразования наблюдались в природе (связанные с появлением новых видов тутового шелкопряда, рыб и даже ворон). Наблюдаемые доказательства эволюции(слава генам), кроме палеонтологиечских исследований и эмбрионогенеза, - это мутации, перемещения интронов, рекомбинации, транспозиции, горизонтальный перенос генов, хромосомные перестройки и адаптации. В лаборатнорных условиях известными фактами подтверждения эволюции являются опыты Ленски и Шапошникова. Развитие резистентности к антибиотикам - еще один факт эволюции.
    А самым главным доказательством эволюции являетесь вы! Вы прошли путь от клетки к высокоразвитому организму не за миллионы лет, а за 9 месяцев.
    12.01.2017