Палеонтологи нашли сумчатого "барсука", поедавшего динозавров

© Фото : Misaki OuchidaDidelphodon vorax, сумчатый барсук мелового периодаDidelphodon vorax, сумчатый барсук мелового периода

МОСКВА, 13 дек – РИА Новости. Необычная находка в Америке помогла ученым выяснить, что сумчатые млекопитающие появились в Северной Америке и что некоторые из них могли питаться яйцами крупных динозавров и детенышами некоторых мелких "ящеров ужаса", говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

"Что мне нравится в Didelphodon vorax – это существо полностью разрушает классические представления о мезозойских млекопитающих. Вместо типичных землероек, которые робко копошились в тени динозавров, это существо размером с барсука было свирепым хищником, грозой фауны позднего мелового периода, в том числе и для некоторых динозавров", — рассказывает Грегори Уилсон (Gregory Wilson) из университета Вашингтона в Сиэтле (США).

Время появления первых млекопитающих по-прежнему остается загадкой для палеонтологов. Большинство ученых полагает, что первые теплокровные животные появились уже 220 миллионов лет назад, в середине Триасового периода, одновременно с первыми примитивными динозаврами. Не совсем ясно, существовали ли млекопитающие на всех континентах в эту эпоху или же распространились по Земле уже после вымирания динозавров 65 миллионов лет назад.

Древнее млекопитающее из отряда Многобугорчатых на охоте
Бум эволюции среди млекопитающих начался до вымирания динозавров

Первые примитивные млекопитающие, судя по структуре их зубов, обладали относительно небольшими размерами и питались питались однообразно, в основном — насекомыми и фруктами. Это заставляло многих ученых, в том числе и самого Уилсона, достаточно долго считать, что бум их эволюции начался только после того, как динозавры, не дававшие мохнатым "конкурентам" занять новые экологические ниши, вымерли.

Уилсон и его коллеги уже много лет изучают останки млекопитающих, живших в то время. В 2012 году исследователи нашли первые намеки на то, что быстрая эволюция началась примерно 84 миллиона лет назад, за 20 миллионов лет до вымирания динозавров. Сейчас ученым удалось найти окончательное подтверждение своих теорий в виде останков крайне необычного существа – сумчатого "барсука" Didelphodon vorax.

Проводя раскопки на территории штата Монтана, где залегают породы конца мелового периода, ученые натолкнулись на череп, зубы и несколько челюстей необычно крупного мезозойского млекопитающего. Как рассказывает Уилсон, подобные останки находили и раньше, однако ни черепа, ни большинства зубов этого доисторического "барсука" ученые не видели, и без них они не могли определить его диету и размеры.

Николас Лонгрич держит череп древнего животного
Ученые: млекопитающие почти вымерли вместе с динозаврами

Как показывает структура зубов Didelphodon vorax, это существо обладало крепкими и острыми зубами, способными разгрызать твердые предметы и разрезать мясо, в отличие от просто устроенных зубов более древних насекомоядных млекопитающих.

В "комплекте" с этими зубами прилагались мощные мускулы шеи и челюстей, позволявшие доисторическому "барсуку" крепко хватать добычу и разгрызать ее на части, нанося удары, эквивалентные удару гирей весом в 20 килограмм. В пересчете на килограмм, как отмечают ученые, Didelphodon vorax обладал более сильными челюстями, чем гиены и кошки, рекордсмены по силе укуса сегодня.

Судя по размерам зубов и челюстей, данное существо обладало внушительной массой для млекопитающих того времени- оно весило, по разным расчетам, от 2,5 до 5,2 килограмм, и могло ловить других животных примерно аналогичной массы (или же примерно в два раза большей, в максимально благоприятном для него случае).

Juramaia sinensis в привычных условиях обитания
Млекопитающие "потеряли" свою сумку 160 миллионов лет назад - ученые

Это позволяло Didelphodon vorax не только поедать яйца гигантских ящеров, обладавших твердой оболочкой, но и охотиться на мелких пернатых динозавров, обладавших схожими размерами и массой. Все это делает Didelphodon vorax уникальным и необычным представителем наших предков.

Что интересно, открытие его останков поменяло картину эволюции сумчатых млекопитающих – по словам Уилсона и его коллег, этот сумчатый "барсук" был близким родичем всех современных представителей этого инфраклассса млекопитающих, что говорит о том, что предки сумчатых жили в Северной Америке, а не в Азии или Южной Америке, как считали некоторые палеонтологи.