Инженер рассказал о разработке спутника для проверки "лунного заговора" - РИА Новости, 03.03.2020

Инженер рассказал о разработке спутника для проверки "лунного заговора"

© NASAАмериканский астронавт Юджин Сернан на лунном автомобиле
Американский астронавт Юджин Сернан на лунном автомобиле
Виталий Егоров, популяризатор космоса и инициатор проекта первого "народного" лунного спутника, рассказал РИА "Новости" о завершении разработки техзадания для аванпроекта этого космического аппарата, объяснил причины сдвигов в дате запуска зонда, и описал планы по его отправке к Луне в своем блоге.

МОСКВА, 7 дек – РИА Новости. Виталий Егоров, популяризатор космоса и инициатор проекта первого "народного" лунного спутника, рассказал РИА "Новости" о завершении разработки техзадания для аванпроекта этого космического аппарата, объяснил причины сдвигов в дате запуска зонда, и описал планы по его отправке к Луне в своем блоге.

"Точных сроков запуска мы не обозначали, пока не выбран даже тип ракеты, которая сможет запустить наш спутник. Не говоря уже о дате пуска. Мы ориентируемся на готовность аппарата к пуску к 2019 году, хотя уже сейчас очевидно, что сроки сдвигаются. Сейчас это полностью волонтерский проект, и инженеры, участвующие в нем, занимаются им только в свободное от работы и семьи время, и оно, понятное дело, сильно ограничено", — заявил Егоров.

Первый шаг к Луне

В октябре прошлого года известный блоггер и энтузиаст освоения космоса Виталий Егоров объявил о запуске проекта по сбору средств на постройку микроспутника, который был бы отправлен к Луне для получения высококачественных снимков ее поверхности, в том числе и мест посадки экспедиций из программы "Аполлон". Проект привлек невероятное внимание со стороны публики, и за менее чем за три дня Егоров и его команда собрали свыше миллиона рублей.

В середине мая состоялась встреча разработчиков зонда, на которой Егоров и его единомышленники утвердили предварительный проект того, как будет выглядеть спутник, какое оборудование будет на него установлено и насколько большим он получится. Официальное техзадание для создания этого спутника, как планировали разработчики, должно было быть готово к осени этого года, однако трудности, связанные с волонтерским характером проекта, привели к задержкам при его формулировке.

Макет российского спутника, который отправится искать следы астронавтов на Луне
Егоров: "даже 20 млн долларов не запустили бы спутник к Луне сегодня"

Сегодня разработчики спутника представили техзадание, в рамках которого будет разрабатываться данный зонд. Техзадание, как объясняет инженер, поможет его команде разработать аванпроект – подробное описание предполагаемого и предлагаемого к разработке космического аппарата.
Он, по словам Егорова, готов на сегодняшний день на 70%, и его разработка будет завершена, как надеются участники проекта, до Нового года.

Стоимость зонда, по оценкам экспертов, готовящих данный документ, не должна превысить 10 миллионов долларов США, однако, как считает сам Егоров, окончательная стоимость проекта превысит эту отметку и может достичь порядка 20 миллионов долларов. C другой стороны, по словам инженера, проектом уже заинтересовались потенциальные инвесторы.

"За прошедший год мы провели несколько встреч с представителями российского бизнеса и определили, что интерес к проекту есть, прежде всего, из его рекламных перспектив. В то же время стало ясно, что один рекламодатель не сможет полностью обеспечить реализацию проекта, так как это слишком дорого", — заявил Егоров.

По его словам "один из крупных сотовых операторов заинтересовался проектом", однако все переговоры и обсуждение условий участия инвесторов в проекте команда отложили до того момента, когда будет закончен аванпроект и проведена его профессиональная экспертиза. Помимо оператора связи, интерес к участию в проекте выразил ряд компаний, связанных с разработкой космической техники и IT-отраслью.

Макет российского лунного спутника, создаваемого командой Виталия Егорова
Инженеры представили проект спутника для проверки "лунного заговора"

Спонсоры, как отметил Егоров, могут поучаствовать так же в выборе имени зонда, который пока неофициально называется "Малый космический аппарат дистанционного зондирования Луны". Как отмечает Егоров, подобное название не слишком удобно, и поэтому разработчики "стараются называть его просто "Лунный микроспутник".

Лунная одиссея

Некоторые характеристики российского лунного зонда не изменились с мая этого года. В частности, он по-прежнему будет использовать "обычный" российский ракетный двигатель, работающий на несимметричном диметилгидразине и азотной кислоте. Этот двигатель, по словам Егорова, команда разработчиков может приобрести у ФГУП "НИИМаш", создателей двигательной установки зонда "Фобос-Грунт".

Кроме того, российские инженеры по-прежнему планируют использовать достаточно длинный оптический телескоп и камеру для получения снимков поверхности луны, разрешение которых, по словам Егорова, превысит четкость фотографий, которые можно получить при помощи зонда LRO.

Каждый пиксель на снимках российского "народного" спутника будет соответствовать всего 25 сантиметрам на поверхности Луны даже при большом удалении зонда от спутницы Земли, что примерно в два раза выше типичного разрешения фотографий с LRO и позволит увидеть все следы экспедиций "Аполлон" на поверхности. На более близких к Луне орбитах качество фотографий будет еще более высоким.

Есть и изменения – благодаря подключению к проекту профессиональных радиоинженеров из компании "САИТ" удалось снизить массу спутника с 160 килограмм в майской версии проекта до примерно 100 килограмм в текущей его итерации. Их радиоустановка, по словам Егорова, потребляет меньше энергии и меньше греется, чем изначально предполагали проектировщики, что позволит снизить площадь солнечных батарей и массу системы охлаждения.

След одного из первых шагов сделанных астронавтами Аполлона-11 на Луне
В РФ хотят запустить к Луне спутник для фиксации следов астронавтов

Как отметил инженер, в создании зонда будут использоваться как российские, так и зарубежные компоненты, в том числе электронные приборы и микросхемы. По его словам, санкции не должны повлиять на доступ разработчиков к таким устройствам.

"Электронику предполагается использовать индустриальную, но с летной практикой на низкой околоземной орбите. Такой выбор обусловлен прежде всего ее стоимостью, а не санкциями. Хотя, возможно, получится задействовать в ключевых узлах электронику космического назначения, в том числе американского производства. Как и где мы ее достанем — вопрос открытый, но мы откладываем его до того момента когда его придется решать. Пока у нас более ранний этап", — пояснил Егоров.

Кроме того, сегодня Егоров и его единомышленники рассматривают два варианта отправки зонда к Луне – путем его вывода на геостационарную орбиту или же путем его вывода на так называемую лунопереходную орбиту. И то и другое потребует помощи или со стороны государства, или же зарубежных космических агентств.

К примеру, второй вариант отправки зонда может быть реализован благодаря запуску экспериментальной сверхтяжелой ракеты НАСА SLS в 2018 году, при помощи которой к Луне отправятся космический корабль Orion и целый набор частных и студенческих микроспутников.

Астронавты Аполло 11 Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Базз Олдрин улыбаются через окно мобильного карантинаАполлон-10 (Apollo 10) — пилотируемый космический корабль, совершивший последний (перед выполнением основной задачи) испытательный полет к Луне. Экспонат Science Museum
Ученый определил, как долго заговоры в науке могут оставаться в тайне

Когда "народный" зонд достигнет Луны, он выйдет на специальную околокруговую орбиту, которая позволит ему провести долгое время на орбите Луны, не тратя на это большие количества топлива. Эта орбита будет близка к полярной – зонд на ней будет вращаться вокруг Луны, облетая северный и южный полюса, но под углом в 84-85 градусов, а не 90 градусов. Это создаст некоторые сложности в получении снимков полюсов, но зато заметно продлит жизнь зонда. По словам Егорова, участники проекта предполагают, что зонд проработает на орбите Луны как минимум год, но они надеются на большее.