Гравитационная обсерватория LIGO возобновила свою работу - РИА Новости, 01.12.2016

Гравитационная обсерватория LIGO возобновила свою работу

© REUTERS / The SXS ProjectКадр моделирования столкновения двух черных дыр в космосе
Кадр моделирования столкновения двух черных дыр в космосе
Детектор гравитационных волн LIGO официально возобновил свою работу после почти годичного перерыва, связанного с обновлением обсерватории и поломкой одного из лазеров.

МОСКВА, 1 дек – РИА Новости. Детектор гравитационных волн LIGO официально возобновил свою работу после почти годичного перерыва, связанного с обновлением обсерватории и поломкой одного из лазеров, сообщает новостная служба журнала Science.

"На первом этапе работы, который длился всего четыре месяца, мы зафиксировали два всплеска гравитационных волн, порожденных сливающимися черными дырами. Повышенная чувствительность и более длительные наблюдения позволят нам найти еще больше подобных событий, что улучшит наши представления о поведении черных дыр. Только сейчас, благодаря LIGO, у нас появилась возможность понять, как происходят подобные слияния", — заявил Дэвид Райтце (David Reitze), исполнительный директор проекта LIGO.

Детектор гравитационных волн LIGO был построен в 2002 году по проектам и планам, которые были разработаны Кипом Торном, Райнером Вайссом и Рональдом Древером в конце 80 годов прошлого века. На первой стадии своей работы, длившейся 8 лет, LIGO не удалось обнаружить "эйнштейновские" колебания пространства-времени, после чего детектор был отключен и последующие 4 года ученые потратили на его обновление и повышение чувствительности.

Американский физик и астроном Кип Торн
Физик из "Интерстеллара": фильм помог нам увидеть реальные черные дыры

Эти усилия оправдали себя – в сентябре прошлого года, фактически сразу после включения обновленного LIGO, ученые обнаружили всплеск гравитационных волн, порожденных сливающимися черными дырами общей массой в 53 Солнца. Впоследствии, LIGO зафиксировал еще два всплеска гравитационных волн, только один из которых был официально признан научным сообществом.

В начале января прошлого года LIGO был отключен, и последующие 11 месяцев ученые потратили на обновление инструментов детектора и починку сломавшихся или некорректно работавших систем. Сегодня LIGO был официально возвращен в строй, и оба детектора обсерватории, построенные в Ливингстоне и Хэнфорде, будут наблюдать за космосом на протяжении полугода.

По словам Райтце и других участников проекта, инженерам LIGO удалось повысить чувствительность детектора в Ливингстоне на 25%  за счет повышения мощности лазера и  ликвидации оптических шумов, порожденных рассеянным светом. В целом, чувствительность всего LIGO повысилась на 10%, что позволит астрономам наблюдать за более далекими черными дырами и прочими источниками гравитационных волн.

Кадр моделирования столкновения двух черных дыр в космосе
LIGO во второй раз обнаружил гравитационные волны, заявляют ученые

Через полгода LIGO будет опять остановлен для дальнейшего повышения чувствительности. Как рассказывают ученые, в ближайшие годы они хотят повысить чувствительность детекторов примерно в два раза, что позволит, по их расчетам, наблюдать за слияниями черных дыр как минимум раз в день. Накопление данных по подобным катаклизмам поможет понять, как часто встречаются черные дыры во Вселенной, какими свойствами они обладают и как они влияют на эволюцию галактик.