Ученые выяснили, что заставляет людей спать после плотного обеда - РИА Новости, 22.11.2016

Ученые выяснили, что заставляет людей спать после плотного обеда

© Fotolia / milatasСпящий мужчина
Спящий мужчина
Большое количество белка и соли в еде особым образом влияет на "центр сна" в мозге людей и насекомых и заставляет их заснуть после плотного обеда.

МОСКВА, 22 ноя – РИА Новости. Большое количество белка и соли в еде особым образом влияет на "центр сна" в мозге людей и насекомых и заставляет их заснуть после плотного обеда, говорится в статье, опубликованной в журнале eLife.

"Мы хорошо знаем то, как недостаток пищи влияет на сон – к примеру, голодающие мушки-дрозофилы обычно подавляют сон до тех пор, пока они не найдут порцию еды. С другой стороны, почему-то никто не изучал то, как поедание пищи влияет на сон. Это происходило по большей части из-за того, что у нас просто не было инструментов, позволяющих вести такие опыты", — рассказывает Уильям Джа (William Ja) из Института Скриппса в Юпитере (США).

Джа говорит о знакомом каждому человеку феномене – непреодолимом желании поспать после плотного обеда. Схожим образом ведут себя и животные, из-за чего биологи-эволюционисты полагают, что подобная особенность в нашем поведении является особым приспособлением, которое помогало нашим предкам максимально эффективно переваривать съеденную добычу, временно перенаправляя все ресурсы в желудок и кишечник.

Почему и как это происходит, ученые не знают до сих пор. Многие исследователи считают, что подобная реакция вызывается приливом глюкозы в кровь и в мозг, что заставляет организм вырабатывать много инсулина и ряда других сигнальных молекул, в том числе серотонин, гормон сна. Многие такие идеи не подтверждаются опытами, или их проверка была до настоящего времени не возможной.

Будильник. Архив
Краткий ночной сон ведет к набору лишних килограммов, считают ученые

Джа и его коллеги исправили этот недочет, разработав методику ведения экспериментов, которая позволяет следить за реакцией мозга плодовых мушек-дрозофил (Drosophila melanogaster) на различные виды пищи и тем, как много насекомые съедали ее.

Для этого ученые встроили в ДНК нервных клеток этих насекомых особые гены, которые позволяли им управлять их активностью, принудительно блокируя или включая их, облучая нервные клетки при помощи тепла или добавляя в их пищу особые РНК-молекулы. Это позволило биологам найти "центр сна" в нервной системе дрозофил и понять, что "дирижирует" его активностью.

Как оказалось, дрозофилы в этом отношении почти не отличаются от человека – если их плотно накормить "правильной" пищей, то тогда они заметно снижают свою активность и засыпают на 20-40 минут, если их не беспокоить. Что интересно, мушки, как и люди, спали дольше в тех случаях, когда они съедали более крупные порции еды.

Что интересно, подобная реакция вызывается только определенными видами пищи – биологам удавалось "усыпить" дрозофил только в тех случаях, когда их корм содержал в себе большие количества соли и белков.

Спящий кот
Ученые выяснили, почему кошки часто отказываются от еды

Наблюдая за реакцией нейронов на подобные "плотные обеды", ученые обнаружили, что за постобеденную сонливость отвечает небольшая группа нейронов, так называемые лейкокининовые рецепторы. О существовании этих клеток биологи знали раньше, однако они полагали, что уровень их активности связан исключительно с прожорливостью мушек и их способностью съедать большие порции пищи.

Оказалось, то появление белков и соли в крови мушек "отключало" часть этих клеток и заставляло мушек заснуть. Если же их принудительно включить, то тогда послеобеденный сон не наступал, и мушки продолжали бодрствовать, несмотря на большую массу съеденной пищи в их желудке.

Дальнейшее изучение этого механизма, как считает Джа, поможет нам понять, какие другие факторы влияют на сон и пищевые привычки мушек, и почему практически все животные обладают подобной необычной чертой, делающих их крайне уязвимыми после приема пищи.