Палеонтологи нашли в Китае пернатого динозавра-"грязевого дракона"

© Фото : Zhao Chuang Так художник представил себе смерть грязевого дракона в болотеТак художник представил себе смерть грязевого дракона в болоте

МОСКВА, 10 ноя – РИА Новости. Строители случайно обнаружили на юге Китая останки крайне необычного пернатого динозавра, похожего по своим повадкам и облику на современных страусов или казуаров, чья необычная поза рассказала ученым о трагедии его смерти, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

"Этот новый динозавр рассказал нам одну из самых красивых, но при этом печальных палеонтологических историй. Нам повезло, что "грязевой дракон" застрял в грязи болота, так как его скелет является ярким примером того, что динозавры процветали в последние мгновения перед тем, как на Землю упал астероид и поменял мир в одно мгновение", — заявил Стивен Брусатт (Steve Brusatte) из университета Эдинбурга (Шотландия).

Брусатт и его коллеги нашли следы одних из самых последних "новых" динозавров в истории эволюции этих ящеров, изучая находки, которые были сделаны строителями в провинции Ганьчжоу во время подготовки фундамента для новой школы.

Взорвав землю, строители обнаружили на месте будущей школы целый "склад" окаменелостей, в том числе необычные останки достаточно крупного овирапторида — пернатого динозавра высотой и длиной в несколько метров, похожего по своему облику на современных бескилевых птиц вроде страусов или казуаров.

Так художник представил себе “дракона жэнюаня Суня
Ученые нашли в Китае двухметрового пернатого динозавра с крыльями

К примеру, данный динозавр, которого ученые назвали Tongtianlong limosus, "грязевым драконом", обладал куцыми мини-крыльями, мощным клювом и сильными задними ногами. Самой заметной его чертой был гребень на носу, похожий на аналогичное украшение казуаров, который, как считают ученые, помогал ему привлекать самок или отпугивать конкурентов.

Другая необычная черта – та поза, в которой был погребен данный "мезозойский страус" – с распростертыми крыльями и вытянутой вперед шеей. Схожие позы, как отмечают ученые, принимают все животные, которые или пытаются переплыть реку, или тонут в грязи болот и зыбучих песков, и пытаются отсрочить свою смерть и выкарабкаться из трясины, распластавшись по земле.

Учитывая то, что строителям удалось найти полный скелет "грязевого дракона", трагическая смерть этого динозавра, по мнению Брусатта и его коллег была очень быстрой – он, скорее всего, был засосан внутрь болота за несколько часов, что не позволило хищникам и падальщикам поживиться легкой добычей.

Птица Vegavis iaai у берегов древней Антарктиды
Ученые выяснили, как пели первые птицы и динозавры

Так как останки Tongtianlong limosus были найдены в породах так называемого маастрихтского яруса, сформировавшихся примерно 70 миллионов лет назад, можно  говорить, что он был одним из последних новых видов динозавров, когда-либо появлявшихся на Земле.

Это далеко не первый вид овираптозавров, найденных на территории юга Китая – до этого ученым удалось найти в породах того же времени останки еще пяти похожих существ, хотя и сохранившихся в намного более худшем состоянии.

Открытие шестого вида "страусозавров", как объясняет Брусатт, говорит о том, что динозавры продолжали процветать и развиваться и в последние мгновения своего существования на Земле, что опровергает популярные сегодня теории о том, что вымирание "ящеров ужаса" началось за десятки миллионов лет до падения астероида на современный полуостров Юкатан.

Так художник представил себе зауроподов, живших на острове Скай 170 миллионов лет назад
Ученые нашли в Шотландии следы динозавра, похожего на "Несси"

В пользу этого говорит и то, что диетические привычки "грязевого дракона", судя по уникальным чертам в устройстве его ротового аппарата, заметно отличались от  того, чем питались другие овирапторы, что говорит о разнообразии экологических ниш, которые они занимали на закате "эры динозавров".