Геологи выяснили, что переворачивает магнитные полюса Земли

МОСКВА, 8 ноя – РИА Новости. Швейцарские и датские геологи полагают, что магнитные полюса Земли периодически меняются местами из-за необычных волн внутри жидкого ядра планеты, перестраивающих его магнитную структуру, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Направление стрелки компаса не является постоянным для нашей планеты. Периодически, примерно раз в 450 тысяч или миллион лет, северный и южный магнитный полюс Земли меняются местами, следы чего ученые обнаружили в структуре древних глин и вулканических пород. К примеру, около 40 тысяч лет назад северная стрелка компаса указывала бы на современный южный полюс, а южная – на северный.

Пока ученые не знают, почему магнитная ось планеты переворачивается, как происходит этот процесс и как он влияет на жизнь на Земле. Часть геофизиков полагает, что подобные "перестановки" полюсов происходят сами по себе, в результате внутренних процессов в ядре Земли, а другие считают, что эти перевороты вызывают внешние факторы, в том числе, падения астероидов или масштабные тектонические изменения в верхних слоях мантии и коры.

Хижины африканских племен из ЮАР
Геологи нашли в ЮАР возможный центр "переворота" магнитного поля Земли

Как рассказывают Андрей Шейко из Геофизического института в Цюрихе (Швейцария) и его коллеги, за последние 20-30 лет ученые придумали десятки различных моделей, описывающих этот процесс. Ни одна из них не отражает всех известных свойств ядра Земли, в том числе, его вязкость, теплопроводность и ряд других параметров.

Команда Шейко утверждает, что смогла решить эту проблему, предположив, что на поверхности и внутри ядра планеты могут возникать колебания, которые распространяются от "экватора" ядра к его полюсам. Эти динамо-волны, как их называют ученые, и влияют особым образом на жидкое металлическое ядро, являющееся источником магнитного поля планеты. Сами же колебания вызваны вращением Земли вокруг своей оси.

Внутреннее строение Земли
Ученые: магнитные полюса Земли не перевернутся в ближайшую тысячу лет
По расчетам ученых из Цюриха, существует множество сценариев и комбинаций скоростей вращения планеты и темпов "перемешивания" пород в ее ядре, при которых Земля или сходное с ней небесное тело обладает переменным магнитным полем, периодически меняющим свои полюса местами.