Космический шторм превратил далекую галактику в пару глаз

© Фото : ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/M. KaufmanГалактики IC 2163 и NGC 2207, превратившаяся в своеобразную пару глаз в результате космического ДТПГалактики IC 2163 и NGC 2207, превратившаяся в своеобразную пару глаз в результате космического ДТП

МОСКВА, 7 ноя – РИА Новости. Сближение галактик IC 2163 и NGC 2207 в созвездии Большого Пса привело к рождению своеобразных гигантских "цунами" внутри каждой из них, что превратило их в необычные космические "глаза" со зрачками и веками из огромного числа новорожденных звезд, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

"Подобные столкновения происходят не слишком редко, но мы знаем о существовании очень небольшого числа галактик с "глазообразной" структурой. Это связано с тем, что "веки" таких галактик существуют всего несколько десятков миллионов лет, мгновения по меркам космоса. Открытие такой галактики является уникальной возможностью изучить то, что происходит, когда она галактика слегка задевает другую", — заявила Мишель Кауфман (Michele Kaufman) из университета Огайо (США).

Кауфман и ее коллеги раскрыли секрет рождения "космических глаз" в созвездии Большого Пса, пары галактик IC 2163 и NGC 2207, наблюдая за потоками холодного газа в них при помощи телескопа ALMA, способного следить за движением даже самых холодных и "невидимых" молекул газа на огромных расстояниях от Земли.

Галактики-антенны NGC 4038 и 4039 на снимке, сделанном с помощью радиотелескопа ALMA
Телескоп ALMA нашел космическое "яйцо динозавра" в созвездии Ворона

В прошлом, как рассказывают ученые, обе эти галактики были обычными спиральными "кузинами" Млечного Пути, однако относительно недавно они сблизились и начали в буквальном смысле "царапать" друг друга. Это привело к их превращению в "глаза" – спиральные галактики с очень ярким ядром-зрачком и двумя крайне вытянутыми рукавами, окружающими этот "зрачок" подобно векам.

Наблюдая за движением молекул угарного газа в материи IC 2163 и NGC 2207, ученые поняли, что причиной их превращения в гигантские космические "глаза" являются своеобразные волны-"цунами", которые движутся от краев галактик в сторону их центра со скоростью в 100 километров в секунду. Движение этих волн "взбалтывает" межзвездный газ и приводит к тому, что в нем начинают формироваться сотни и тысячи новых звезд.

Эти волны со временем теряют энергию, сталкиваясь с более плотными комками газа и уплотняя их еще сильнее, и закручиваются в спираль, двигаясь вокруг центра галактики и формируя звездные "веки" IC 2163 и NGC 2207. По скорости торможения этих волн, как отмечают астрофизики, можно предсказать то, насколько толстыми будут веки у подобной галактики.

Галактика NGC 278 в созвездии Кассиопеи, звезды в которой рождаются необычным образом
"Хаббл" раскрыл тайну галактики в созвездии Кассиопеи

Как полагают исследователи, в юной Вселенной таких "глаз" было гораздо больше, так как галактики в ней были расположены гораздо ближе друг к другу и взаимодействовали чаще, чем сегодня. Так как век их недолог по космическим меркам, мы не знаем об их существовании почти ничего, кроме тех данных, которые дают наблюдения за IC 2163 и NGC 2207 и другими единичными примерами таких необычных структур мироздания.