МОСКВА, 1 ноя – РИА Новости. Добыча нефти в начале прошлого столетия могла быть одной из основных причин возникновения серии мощных землетрясений в Лос-Анджелесе и в других городах Калифорнии в 1920 и 1930 годах, заявляют геофизики в статье, опубликованной в журнале Bulletin of the Seismological Society of America.
"Когда нефтедобытчики разработали технологии закачки воды в скважины и поменяли всю культуру добычи нефти в целом в 1935 году, подобные землетрясения фактически прекратились. Можно сказать, что подобные катаклизмы являются исключительным феноменом начала 20 века", — заявила Сьюзан Хау (Susan Hough) из Геологической службы США.
По словам Хау, она и ее коллега Морган Пейдж фактически доделали работу, которой занимался легендарный Чарльз Рихтер, один из основателей современной сейсмологии и автор шкалы, которую сегодня использует пресса и ученые для оценки силы землетрясений.
Изучая архивы Калифорнийского технологического института, где работал Рихтер, Хау обнаружила, что он был свидетелем одного из самых сильных землетрясений в Калифорнии, которое произошло 8 июля 1929 года в местечке Уиттьер на юге штата. Рихтер описал последствия и течение этой катастрофы в записках, которые потом нигде не были опубликованы до тех пор, пока их не нашла Хау.
Изучая эти записи великого сейсмолога, Хау заметила, что данное землетрясение и три других подобных события в 1920 и 1930 годах – землетрясение в Лонг-Бич в 1933 году, в Санта-Монике в 1930 году и в Инглвуде в 1920 году – похожи по своим свойствам на серию толчков в Техасе в то же время. Эти землетрясения в Техасе, как недавно выяснили ученые, были связаны с варварскими методами добычи нефти на территории Востока США в начале прошлого века.
Руководствуясь этой идеей, Пейдж и Хау проверили, было ли это характерно и для Калифорнии. Нефтедобыча на территории штата, как объясняют ученые, началась еще в 90 годы 19 века, и к началу 20 годов Калифорния стала одним из основных нефтедобывающих регионов Америки. По этой причине ученые собрали статистику по частоте землетрясений на юге США в это время, и сопоставили ее с теми данными, которые им удалось "накопать" по развитию нефтяной индустрии Калифорнии в "ревущие двадцатые" и в эпоху до Первой мировой войны.
Как отмечает Хау, сделать это было непросто по причине почти полного отсутствия действительно научных замеров силы и расположения очагов землетрясений, и заметки Рихтера в этом ей сильно помогли. Сравнение данных по частоте землетрясений и экспансией нефтедобычи показало, что постройка новых нефтяных вышек приводила к заметному повышению в частоте землетрясений в том регионе штата, где были пробурены эти скважины.
Сила толчков, расположение их очагов и эпицентров, а также другие сейсмические параметры, как утверждают Хау и Пейдж, зависели от глубины скважины и того, как много нефти из нее выкачивали. К примеру, эпицентр землетрясения в Лонг-Бич находился фактически внутри нефтяной скважины Хантингтон-Бич, открытой в конце 1920 годов.
Столь четкая связь между землетрясениями и добычей нефти, как считают ученые, обусловлена варварскими методами добычи нефти в то время. Как рассказывает Хау, тогда никто не думал о безопасности и о том, что породы земной проседают после выкачки нефти, и просто бурил скважины и извлекал нефть из-под земли, не замещая ее водой.
Это приводило к резкому проседанию грунта на десятки сантиметров, что вызывало серьезные изменения в давлениях пластов пород друг на друга в окрестностях разломов, существующих в Калифорнии, что и порождало землетрясения. Сегодня, как подчеркивают ученые, учащение землетрясений в Калифорнии не связано с добычей нефти, хотя в других штатах, по всей видимости, такие вещи иногда случаются.