Генетики выяснили, как змеи лишились ног во времена динозавров - РИА Новости, 21.10.2016

Генетики выяснили, как змеи лишились ног во времена динозавров

Змеи лишились ног примерно 100 миллионов лет назад благодаря трем мутациям в ДНК, "отключившим" работу гена SHH, отвечающего за рост и формирование конечностей в зародышах позвоночных животных.

МОСКВА, 20 окт – РИА Новости. Змеи лишились ног примерно 100 миллионов лет назад благодаря трем мутациям в ДНК, "отключившим" работу гена SHH, отвечающего за рост и формирование конечностей в зародышах позвоночных животных, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

"То, что вся цепочка генов, отвечающая за рост ног, до сих пор присутствует в геноме змей, и то, что ее "отключили" очень точечные модификации ДНК, является очень четким намеком на то,  как возникли змеи. Как мы считаем, они явно эволюционировали от предка, который обладал нормальными ногами, и геномы змей являются живым доказательством этого", — заявила Франциска Лил (Francisca Leal) из университета Флориды в Гейнсвилле (США).

Как показывают генетические данные, характерная "змеиная" форма туловища – длинное тело, голова и отсутствие каких-либо конечностей — могла развиться среди предполагаемых предков змей как минимум 26 раз. Разнообразие форм тела у древних змей, найденных в отложениях мезозоя и кайнозоя, не позволяет ученым прийти к единому мнению, как они развивались и почему они перешли к такому образу жизни.

Относительно недавно известный американский палеонтолог Николас Лонгрич и его коллеги обнаружили окаменелые останки змеи времен юрского периода, которая обладала четырьмя ногами и жила в норках. Эта окаменелость заставила ученых считать, что переход к жизни в норах послужил главной причиной исчезновения ног у предков современных змей как минимум 90 миллионов лет назад, когда жила гигантская безногая змея Dinilysia patagonica.

Так художник представил себе предположительного предка змейОкаменелые останки Tetrapodophis amplectus
Предки змей обладали четырьмя ногами и жили в норках, выяснили ученые

Лил и ряд других ученых под руководством известного генетика Мартина Кона (Martin Cohn) нашли подтверждение этому и выяснили, как именно змеи лишились ног, наблюдая за ростом зародышей питонов, обладающих рудиментарными остатками ног, и нескольких видов других видов змей и ящериц.

Как объясняют ученые, ростом конечностей млекопитающих и рептилий управляет особый ген и белок – SHH, названный так в честь "ежа Соника" из приставочных игр японской компании SEGA. Отключение этого гена в зародыше  мышей и других позвоночных животных приводит к тому, что у них не развивается мозг, конечности и ряд других критически важных органов.

Работой SHH, в свою очередь, управляют так называемые энхансеры – особые области ДНК, которые заставляют клетку производить молекулы белка SHH и выделять его в окружающую среду. ДНК человека и других животных содержат десятки подобных участков, каждый из которых дирижирует ростом отдельных тканей или своих собственных областей зародыша – мозга, рук, ног и прочих частей тела.

Птица-тинаму (снизу) и динозавр-анхиорнис (сверху)Слева – череп нормальной курицы, в середине – череп курицезавра, справа – череп аллигатора
"Курицезавр" помог ученым выяснить, как возник клюв у птиц

Сравнение геномов питонов и ящериц показало, что сразу три таких участка ДНК были отключены в генетическом коде змей.  Это приводило к интересным последствиям – фактически, формирование будущих лап змеи начиналось, однако оно останавливалось на самых ранних этапах, несмотря на то, что все гены, связанные с этим процессом, были активными и находились в "рабочем" состоянии.

Затем, по мере развития зародыша, эти "заготовки" лап и связанных с ними костей таза и плечей фактически "растворяются" внутри будущей змеи, оставляя от себя в лучшем случае, как это происходит с питонами, небольшие рудиментарные конечности. У других змей, у которых эти энхансеры были повреждены еще сильнее, не оставалось даже рудиментов.

Наличие полноценного генетического "рецепта" роста конечностей, как считает Кон, потверждает гипотезу палеонтологов о том, что предки змей были похожи на ящериц. В пользу этого говорит и совпадение "ископаемого" и "генетического" времени исчезновения ног у змей – судя по различиям в числе мутаций в генах, связанных с ростом ног в ДНК змей и ящериц, это произошло около 100 миллионов лет назад, в середине мелового периода, в расцвет эры динозавров.