Свежие кратеры на Луне указали на неожиданную угрозу для лунных баз - РИА Новости, 13.10.2016

Свежие кратеры на Луне указали на неожиданную угрозу для лунных баз

© ЦНИИМАШБудущая российская лунная база глазами художника
Будущая российская лунная база глазами художника
Астрономы подсчитали число относительно свежих кратеров на Луне и пришли к выводу, что спутница Земли на 33% чаще бомбардируется астероидами, чем считалось ранее, что сделает постройку лунных баз и обитание в них сравнительно более опасным занятием.

МОСКВА, 13 окт – РИА Новости. Астрономы подсчитали число относительно свежих кратеров на Луне и пришли к выводу, что спутница Земли на 33% чаще бомбардируется астероидами, чем считалось ранее, что сделает постройку лунных баз и обитание в них сравнительно более опасным занятием, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Все планеты Солнечной системы постоянно "бомбардируются" небольшими микрометеоритами и астероидами, и крайне редко, раз в несколько десятков или сотен миллионов лет, на их поверхность падают более крупные небесные тела. В прошлом, миллиарды лет назад,  Луна, Земля и другие планеты внутренней части Солнечной системы пережили сотни столкновений с крупными астероидами, оставившие кратеры диаметром в сотни километров.

Частота падений даже небольших астероидов на Землю и Луну, как пишут Эмерсон Спейерер (Emerson Speyerer) из университета штата Аризона в Темпе (США) и его коллеги, крайне важна для нас, так как объект размерами с Челябинский метеорит может стереть с лица Земли город или принести огромный экономический ущерб, и уничтожить лунную базу, если он на нее упадет.

Определение частоты падений таких объектов – крайне сложная задача, так как для этого нужны крайне длительные и почти непрерывные наблюдения за поверхностью планет. Луна предоставила ученым возможность осуществить их благодаря двум вещам — старым снимкам, полученным экипажами экспедиций "Аполлон", и более современным фотографиям, которые получал и получает зонд LRO.

Знаменитой Большое Красное Пятно (БКП) на Юпитере
Астрономы-любители выяснили, как часто астероиды "бомбардируют" Юпитер

Этот орбитальный модуль, как рассказывают исследователи, получил свыше миллиона фотографий поверхности Луны, однако лишь небольшая часть из этих снимков покрывает одинаковые или похожие друг на друга участки местности. В общей сложности исследователям удалось выделить лишь 14,1 тысячи подобных фотографий, полученных в разные эпизоды работы  LRO на орбите.

Сравнив эти снимки, ученые обнаружили, что за время работы зонда на поверхности Луны появилось 222 относительно небольших новых кратеров, чей диаметр достаточно сильно разнился  — от  двух до 43 метров. Сопоставив их число с площадью изученных снимков, ученые пришли к выводу, что каждый год на Луне появляется около 16 свежих кратеров, чей диаметр превышает 10 метров.

Подобные результаты удивили планетологов – моделирование и расчеты показывали, что на Луне должно возникать 12 кратеров ежегодно, что на 33% меньше, чем показывают снимки с LRO. Это означает, что Луна бомбардируется небольшими астероидами гораздо чаще, чем мы представляли это себе ранее. Подобные данные, как полагают ученые, следует учитывать при отправке будущих экспедиций на Луну и при постройке баз на ее поверхности.

Неожиданно молодые кратеры на Луне, найденные зондом LRO
Астрономы нашли новые кратеры на поверхности Луны

Помимо краткосрочных последствий, эта уточненная оценка так же меняет представления ученых о том, как быстро меняется поверхность Луны под ударами метеоритов. Столь, казалось бы, незначительное изменение в числе падений метеоритов на самом деле кардинально меняет этот показатель.

Как показывают расчеты Сперейера и его коллег, первые два сантиметра реголита, "почвы" Луны, будут обновляться каждые 81 тысячу лет, что в 100 раз быстрее, чем предполагали планетологи ранее. Это радикальным образом будет сказываться на том, как много воды, гелия-3 и других интересных веществ содержит грунт Луны, заключают ученые.