Сменить фон

Ученые выяснили, как пели первые птицы и динозавры

© Gabriel L. Lio -for the Museo de Ciencias Naturales, Bernardino Rivadavia, ArgentinaПтица Vegavis iaai у берегов древней АнтарктидыПтица Vegavis iaai у берегов древней Антарктиды

МОСКВА, 12 окт – РИА Новости. Необычная окаменелость, найденная в Антарктиде, указывает на то, что динозавры не умели "петь", и что первые птицы издавали звуки, похожие на крякание уток, трубеж лебедей и гудение диких гусей, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Сегодня мы постепенно начинаем определять то, как мы можем использовать те черты в устройстве сиринкса, отпечатавшиеся в породах, для восстановления звуков пения этих птиц, однако для этого нам нужны данные по работе этого органа у существующих сегодня птиц. Что удивительно, никто никогда не задавался этими вопросами в прошлом", — заявил Франц Голлер (Franz Goller) из университета Юты в Солт-Лейк-Сити (США).

В последние два десятилетия в палеонтологии произошла революция, поменявшая то, как мы смотрим на динозавров и птиц. Так, ученые выяснили, что почти все динозавры обладали перьями и что многие из них высиживали яйца, раскрыли секреты окраса первых птиц и принципы их полета, а также успели по несколько раз перекроить древо их эволюции. Сегодня палеонтологи ожесточено спорят, зачем птицам и динозаврам нужны были перья и как они появились.

Голлер и его коллеги присоединились к этому спору с другой стороны – им удалось найти одну из тех черт, которая действительно может отличать птиц от динозавров и всех остальных рептилий. Речь идет о так называемом сиринксе – голосовом органе птиц, который расположен у основания трахеи, между воздуховодами, идущими к каждому легкому.

Так художник представил себе древнюю птицу из числа энанциорнисов
Палеонтологи впервые нашли крылья птиц времен динозавров внутри янтаря

Как рассказывает Голлер, члены его научной команды уже более 10 лет ведут раскопки на антарктическом острове Вега, где в 2005 году были найдены останки пока единственной птицы мезозойской эры, которая является прямым родственником современных пернатых — Vegavis iaai. Они представляли собой небольших водоплавающих пернатых, которые жили бок о бок с гигантами мезозоя за полярным кругом.

Динозавр, рычащий с закрытым ртом, и птица, поющая с открытым ртом

Во время очередных раскопок в Антарктике ученым улыбнулась удача – им удалось найти великолепно сохранившиеся окаменелые тела этих древних "гусей", в которых можно было рассмотреть не только их перья и кости, но и даже отпечатки трахей и других мягких тканей.

Просветив новые останки Vegavis iaai при помощи томографа, Голлер и его коллеги смогли увидеть то, как был устроен их сиринкс, и сравнить его анатомию с аналогичным органом у современных птиц.

Как оказалось, голосовой орган древних птиц напоминал по своему устройству то, как была устроена эта часть трахей у современных гусей и уток, а также других птиц, не обладающих певческими навыками. Это, по мнению авторов статьи, позволяет с высокой долей уверенности говорить о том, что Vegavis iaai как минимум умели крякать и гудеть, как их современные родичи.

Так художник представил себе “дракона жэнюаня Суня
Ученые нашли в Китае двухметрового пернатого динозавра с крыльями

Что это говорит нам о том, какие звуки на самом деле издавали динозавры, ближайшие "современники" этих птиц? К сожалению, точного ответа на этот вопрос нет, так как ни в одних окаменелых останках динозавров отпечатка сиринкса не сохранилось.

Как полагают Голлер и его коллеги, отсутствие сиринкса у динозавров на самом деле свидетельствует о том, что они не обладали этим органом и что он был приобретен птицами в ходе их самостоятельной эволюции. Динозавры, как считают исследователи, умели выдавать лишь гортанные звуки, которые они издавали, не раскрывая рта.

Таким образом, умение выдавать трели и другие сложные звуки могло быть одним из ключевых факторов их развития и эволюционным преимуществом по сравнению с другими видами архозавров, заключают авторы статьи.