Ученые раскрыли секреты работы "плаща-невидимки" раковых клеток - РИА Новости, 03.10.2016

Ученые раскрыли секреты работы "плаща-невидимки" раковых клеток

© Fotolia / kastoИсследования в лаборатории, архивное фото
Исследования в лаборатории, архивное фото
Биологи из Канады обнаружили, что раковые клетки скрывают себя от внимания иммунной системы и приобретают способность беспрепятственно двигаться по организму благодаря отсутствию в них белка IL-33, который иммунитет использует в качестве опознавательного знака рака.

МОСКВА, 3 окт – РИА Новости. Биологи из Канады обнаружили, что раковые клетки скрывают себя от внимания иммунной системы и приобретают способность беспрепятственно двигаться по организму благодаря отсутствию в них белка IL-33, который иммунитет использует в качестве опознавательного знака рака, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

"Иммунная система обычно неплохо справляется со сдерживанием первичных опухолей, но когда появляются метастазы, она просто не видит раковые клетки и не останавливает их. Мы обнаружили механизм, который объясняет то, как метастатическим клеткам удается обмануть иммунитет и мы нашли способ лишить их этой способности", — заявил Уилфред Джеффрис(Wilfred Jeffries) из университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада).

Джеффрис и его коллеги  раскрыли секрет "невидимости" вторичного рака, изучая молекулы ДНК, извлеченные из сотен раковых опухолей в простате и почках пациентов, проходивших лечение в одной из клиник Ванкувера на протяжении последних пяти лет.

Изучая мутации в их геноме и наблюдая за случаями повторного появления рака в организмах этих больных, ученые обнаружили, что рак чаще "возрождался" в теле тех людей, опухоли которых содержали в себе мутацию в гене IL-33.

Ученый делает тест в лаборатории
Ученые: лекарство от гриппа может останавливать метастазы рака

Данный участок ДНК и связанный с ним белок интерлейкин-33 играют важную роль в работе иммунной системы. Они синтезируются внутри обычных клеток при появлении серьезных неполадок в работе различных клеточных механизмов внутри них, и выделение молекул IL-33 во внешнюю среду привлекает внимание лимфоцитов и других клеток иммунной системы. Повреждения в структуре IL-33 считались до недавнего времени причиной развития различных видов астмы, аллергий и сенной лихорадки.

Как считают Джеффрис и его коллеги, интерлейкин-33 к тому же служит и важным сигналом для иммунной системы, который оповещает ее о наличии раковой опухоли и необходимости  борьбы с ней.

В пользу этого говорит то, что подавление работы IL-33 при помощи специальных РНК-молекул привело к тому, что в раковых клетках снизился не только уровень интерлейкина, но и целого ряда молекул на поверхности клетки, входящих в так называемый "главный комплекс гистосовместимости".

Он представляет собой своеобразный "паспорт", который иммунные клетки считывают при контакте с другими тканями организма и который они могут использовать для того, чтобы включить в ней апоптоз, иными словами, заставить ее совершить "самоубийство" в том случае, если в ней есть вирус или она представляет собой часть опухоли.

Наночастицы в крови
Наночастицы из железа могут стать ключом к борьбе с раком

Соответственно, если на поверхности клетки отсутствуют эти молекулы, то она становится фактически невидимой для "кордона" иммунных клеток, окружающих первичную опухоль. Это позволяет раковым клеткам почти беспрепятственно распространяться по организму и образовать метастазы, формируя вторичные опухоли. Восстановление нормальной работы IL-33, как предположили ученые, может "починить" комплекс гистосовместимости и сделать раковые клетки видимыми для иммунитета.

Руководствуясь этой идеей, ученые имплантировали подобные "невидимые" опухоли в тело мышей и обработали часть их особым ретровирусом, который включил ген IL-33. Наблюдения за дальнейшим ростом опухолей показали, что восстановление работы гена заметно замедлило рост опухоли и предотвратило развитие метастазов, что подтвердило идеи Джеффриса и его коллег.

Сейчас ученые планируют провести более масштабные клинические наблюдения за ролью IL-33 в развитии рака, изучив роль этого белка и гена в развитии других видов рака. Если их выводы подтвердятся, то тогда активность IL-33 можно будет использовать в качестве важного индикатора агрессивности рака, а препараты, повышающие активность этого белка – в качестве средства для борьбы с ним.