Тираннозавры носили цветные "ирокезы", выяснили ученые - РИА Новости, 27.09.2016

Тираннозавры носили цветные "ирокезы", выяснили ученые

© Фото : Christophe Hendrick/Dr. Peter Makovicky Череп двух видов тираннозавров: с «ирокезом» (снизу) и без (сверху)
Череп двух видов тираннозавров: с «ирокезом» (снизу) и без (сверху)
Дзен
Тираннозавры и другие крупные хищные динозавры, не покрытые перьями, обладали своеобразными цветными "ирокезами", костяными выростами на голове, которые, вероятно, помогали им привлекать самок или отпугивать конкурентов.

МОСКВА, 27 сен – РИА Новости. Тираннозавры и другие крупные хищные динозавры, не покрытые перьями, обладали своеобразными цветными "ирокезами", костяными выростами на голове, которые, вероятно, помогали им привлекать самок или отпугивать конкурентов, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Сегодня среди палеонтологов нет согласия в том, как и почему предки птиц обзавелись перьями и крыльями. Часть ученых придерживается классической теории о том, что перья позволили птицам освоить новую экологическую нишу – воздушное пространство – недоступное для динозавров. Другие палеонтологи считают, что перья появились не ради полетов, а для обогрева тела или привлечения внимания самок.

Ответ на этот вопрос, как выяснили Терри Гейтс (Terry Gates) из университета Северной Каролины в Роли (США) и его коллеги, может крыться в неожиданном месте – в окаменелостях крупных хищных динозавров, живших примерно в то же время, как и предки современных птиц и их вымершие кузены.

Многие динозавры, как рассказывают ученые, носили на своих спинах и головах различные гребни, рога и прочие украшения, которые, вероятно, исполняли некую социальную роль, отпугивая хищников, привлекая самок или демонстрируя силу их обладателей. Гейтс и его коллеги обратили внимание на то, что далеко не все хищные динозавры обладали подобными украшениями, и что они чаще встречались среди более крупных видов, чем среди мелких хищников.

Самый прекрасный ящер Yutyrannus huali, обитавший на территории современного Китая примерно 125 миллионов лет назадСамый прекрасный ящер Yutyrannus huali, обитавший на территории современного Китая примерно 125 миллионов лет назад
Палеонтологи откопали пернатого тираннозавра в Китае

Это наблюдение натолкнуло их на мысль, что эволюцией всех этих украшений управлял один и тот же принцип, который толкал более крупных ящеров в сторону приобретения вычурных выростов на их черепах, и заставлял небольших хищников отказываться от них.

Руководствуясь этой идеей, Гейтс и его коллеги собрали несколько десятков черепов крупных и небольших теропод (Theropoda), хищных динозавров, и всесторонне изучили их, учитывая массу их обладателей, их размеры, наличие у них перьев и занимаемую экологическую нишу.

Как казалось палеонтологам сначала, этот анализ подтвердил их изначальное предположение – если смотреть только на самых древних теропод, то тогда действительно, чем больше был динозавр, тем чаще у него появлялся костяной "ирокез" на черепе или другие украшения.

Останки и меланосомы пушистого бэйпяозавра и древней протоптицы
Цветные перья появились вместе с пернатыми динозаврами, заявили ученые

Украшения полностью отсутствовали у самых маленьких динозавров, чья масса меньше 36 килограмм, и обязательно присутствовали у крупных ящеров, весивших более 1,4 тонны. Причем, что интересно, виды с "ирокезами" и прочими украшениями быстрее эволюционировали в сторону гигантизма, чем хищные динозавры, не обладавшие такие чертами. Это говорит о том, что эти "ирокезы" играли важную роль в половом отборе, который давал преимущества потомству более крупных особей, обладавших большими костяными украшениями.

Но когда ученые начали анализировать более поздних динозавров, их ожидал сюрприз – данная закономерность постепенно исчезла. Причиной этого, как предполагает команда Гейтса, являются перья – связь между "ирокезами" и размерами динозавров пропадает именно тогда, когда хищные ящеры, как показывают раскопки последних двух десятилетий в Китае, обзавелись перьями.

Так художник представил себе древнюю птицу из числа энанциорнисов
Палеонтологи впервые нашли крылья птиц времен динозавров внутри янтаря

Наличие подобного перехода, как считают авторы статьи, позволяет говорить сразу о нескольких вещах. Во-первых, его существование говорит в пользу того, что перья изначально были предназначены не для обогрева тела или полета, а для привлечения самок или других социальных целей.

Во-вторых, быстрый характер эволюции динозавров после приобретения украшений, по мнению Гейтса и его коллег, в пользу того, что "ирокезы" тираннозавров и прочих крупных хищников были раскрашены в яркие цвета, чтобы привлекать внимание самок и отпугивать конкурентов.

С другой стороны, ученые признают, что мы пока мало знаем о том, в каких условиях жили тероподы, чем они действительно питались и как они взаимодействовали друг с другом. Вполне возможно, что данная взаимосвязь между перьями, "ирокезами" и размерами ящеров объясняется как-то иначе, заключают авторы статьи.