Британские астрономы не нашли "оси зла" Вселенной - РИА Новости, 27.09.2016

Британские астрономы не нашли "оси зла" Вселенной

© NASA / ESA/JPL-CaltechГалактика и заполняющая ее пыль “глазами” телескопа “Планк"
Галактика и заполняющая ее пыль “глазами” телескопа “Планк
Анализ данных с телескопа "Планк" показал, что Вселенная расширяется во всех направлениях с одинаковой скоростью, что говорит об отсутствии так называемой "оси зла" в микроволновом эхо Большого Взрыва, о которой ученые говорили раньше.

МОСКВА, 27 сен – РИА Новости. Анализ данных с телескопа "Планк" показал, что Вселенная расширяется во всех направлениях с одинаковой скоростью, что говорит об отсутствии так называемой "оси зла" в микроволновом эхо Большого Взрыва, о которой ученые говорили раньше, говорится в статье, размещенной в электронной библиотеке arXiv.org

Китайские астрономы нашли вселенскую "ось зла"
В соответствии с космологическим принципом Коперника, одни и те же законы физики справедливы для каждой произвольной точки во Вселенной. Поэтому она должна выглядеть в один и тот же момент времени одинаково вне зависимости от места и направления наблюдения. Равномерное рассеяние звездных и галактических скоплений в целом подтверждает этот принцип, однако в начале века ученые столкнулись с признаками неоднородности Вселенной, анизотропии на языке науки.

Так, в 2006 году группа астрономов под руководством Жуана Магейжу (Joao Magueijo) обнаружила "ось зла" в реликтовом излучении — "эхе" Большого взрыва. Магейжу и его коллеги выявили в космосе участок, в котором энергия реликтового излучения была выше, чем в других уголках Вселенной. Как считают многие ученые, это означает, что некоторые "районы" Вселенной могут расширяться быстрее, чем соседние, и наоборот.

Одной из главных целей телескопа "Планк", выведенного ЕКА на орбиту в 2009 году, была проверка того, существует ли эта "ось зла". Первый анализ результатов наблюдений с "Планка", проведенный в 2013 году, показал, что эта ось на самом деле существует, однако ученые хотели дождаться публикации полного набора данных для того, чтобы убедиться в этом на все 100%.

Джейсон Макюэн (Jason McEwen) из университетского колледжа Лондона (Великобритания) и его коллеги считают, что на самом деле этой "оси" не существует, опираясь на результаты анализа полного набора данных с "Планка".

Как отмечают авторы статьи, их коллеги в лице Магейжу и других групп космологов считали, что  "ось зла" будет похожа на своеобразную "воронку", и искали ее следы только в одной части данных "Планка", его американского предшественника WMAP и других телескопов. Команда Макюэна учла этот недостаток и попыталась найти следы ее присутствия во всех свойствах микроволнового "эха" Большого Взрыва, в том числе и в поляризации этого излучения.

Эволюция плотности темной материи по данным компьютерной модели Bolshoi
Создана самая точная и детальная компьютерная модель Вселенной
Эти поиски привели к относительно неожиданным результатам – оказалось, что следов "оси зла" в поляризации микроволнового фонового излучения и в других данных с "Планка" нет, что заставило ученых сомневаться в ее существовании. К тому же, таких следов нет и в данных с телескопа WMAP, которые Макюэн и его коллеги анализировали параллельно с результатами наблюдений "Планка".

Более того, дополнительный анализ результатов наблюдений и компьютерные модели расширения Вселенной, представляющие ее в виде "чана" с жидкостью, показали, что Вселенная изотропна — однородна и одинакова по всем направлениям — с вероятностью в 100% за вычетом нескольких миллионных долей процента.

"Законы физики не запрещают существование Вселенных, закрученных в "калач" или другие необычные фигуры, в которых действительно существуют "оси зла". Это до конца нельзя исключить и для нашего мира, однако наши расчеты показывают, что вероятность этого ниже, чем 1 из 121 тысяч. Таким образом, можно говорить, что мы спасли космологию от полного пересмотра", — заключает Даниелла Сааде (Daniela Saadeh), одна из авторов статьи.