Голые землекопы станут ключом к бессмертию человека, считает биолог

© Фото : предоставлено ГУ-ВШЭДекан факультета биоинформатики и биоинженерии МГУ, директор Института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, академик РАН Владимир СкулачевДекан факультета биоинформатики и биоинженерии МГУ, директор Института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского, академик РАН Владимир Скулачев

МОСКВА, 15 сен – РИА Новости. Академик Владимир Скулачев рассказал РИА "Новости" о том, зачем Московский университет создал первую в России колонию капских голых землекопов, "бессмертных" грызунов, и почему старение и смерть являются "бесполезной" для нас эволюционной программой, которую можно и нужно отключить.

Голый землекоп (Heterocephalus glaber) — уникальное млекопитающее, обладающее множеством удивительных свойств. Этот безволосый подземный грызун размером с мышь и весом 30-50 граммов обитает в восточной Африке. В 1970-е годы ученые обнаружили, что эти существа живут необычайно долго для своего размера, в десятки раз выше нормы, и не подвержены раковым заболеваниям. Кроме того, землекопы практически не чувствуют боли и не реагируют на раздражение кожи при соприкосновении с едкими кислотами.

Сегодня МГУ им. М.В. Ломоносова объявил о том, что в его стенах была создана первая колония капских голых землекопов из 25 особей, на базе которой группа биологов под руководством академика Владимира Скулачева, директора НИИ Физико-Химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ в Москве, будет изучать секреты их долголетия, и попытается перенести их на человеческую популяцию. Как надеются ученые, через год их численность вырастет в 10 раз, а уже в октябре в МГУ может появиться еще одна колония землекопов. Посмотреть за землекопами можно при помощи веб-камеры, установленной в их колонии.

Как говорит Скулачев, он является сторонником теории Августа Вейсмана, постулирующей, что смерть и старение являются не случайными процессами дряхления тканей тела и умирания клеток, а четкой эволюционной программой, направленной на то, чтобы заставлять старые организмы уступать место новым поколениям живых существ.

Лаборатория. Архив
Расшифрован геном устойчивого к раку грызуна - голого землекопа

"Старость и старение были специально "изобретены" биологической эволюцией для своего ускорения. Когда-то живые существа не старели, а потом начали стареть, чтобы быстрее эволюционировать. Это говорит о возможности существования животных, у которых эта система сломана. Если Вейсман прав, то тогда нужно найти лекарство, которое отменит старение и сделает нас бессмертными", — отмечает ученый.

Землекопы, по мнению Скулачева, являются уникальными существами, которым удалось "удалить" эту программу из своего генома в ходе эволюции благодаря трем факторам – необычайно длинной жизни, особой социальной структуре их семей и отсутствию естественных врагов.

"Удаление" программы старения из генома землекопов, как отмечает ученый, привело к тому, что среди землекопов развилась неотения – образно выражаясь, землекопы "не взрослеют" и сохраняют детские черты на протяжении всей своей жизни. По словам Скулачева, его группе удалось выделить 43 признака неотении в анатомии, биохимии и работе мозга землекопов, которые отсутствуют у крыс и других грызунов.

Голый землекоп

Это открытие, как отмечает биолог, особенно интересно в контексте приобретения бессмертия человеком. Неотения, как отметил ученый, является характерной особенностью человека – к примеру, форма нашего черепа и весь облик мало меняются по мере роста организма. С другой стороны, детеныши обезьян больше напоминают по своему виду людей, чем обезьян.

Человек живет примерно в два раза дольше, чем шимпанзе, несмотря на схожие размеры и массу, что может объясняться неотенией и связанной с ней долголетием. С другой стороны, супердлинной жизнью и потенциальным бессмертием, как землекопы, мы пока не обладаем. Как поясняет Скулачев, это может объясняться тем, что вид Homo sapiens существует лишь 200 тысяч лет, тогда как землекопы эволюционировали уже более миллиона лет. Их изучение, как надеется ученый, поможет нам понять, как мы сможем "отключить" программу смерти и достичь биологического бессмертия.

— Владимир Петрович, помимо МГУ, землекопов активно изучает лаборатория Вадима Гладышева в Гарвардском университете, представители которой в последние годы расшифровали геном этих животных и открыли ряд необычных черт их анатомии. Поддерживаете ли вы с ними связь и меняетесь ли  опытом?

— Да, мы сотрудничаем с Гладышевым, цитируем друг друга в наших работах. На самом деле, несколько из открытых мною 43 признаков нашел Гладышев, только он не распознал их как неотению. Сейчас мы совместно подали заявку на грант в РНФ, нашли сотрудников и комнаты, где мы будем ставить опыты. Мы прошли первую стадию, и сейчас этот вопрос решает министерство, и мы надеемся на получение одобрения.

Биологи нашли механизм защиты от рака в клетках грызунов-слепышей

— Биологи часто "ломают" природные механизмы для того, чтобы понять, как они работают и как их можно воспроизвести. Планируете ли вы проводить трансгенные опыты с землекопами?

— Я лично не буду проводить такие опыты, мне такое не интересно. Это какая-то изуверская цель – мы на самом деле стремимся продлить молодость, а вы хотите заставить нас искать пути сократить молодость.

С другой стороны, подобные подходы – вполне легальный и научно оправданный метод проведения исследований, но это не наша сфера научных интересов. Мы сейчас очень сильно заточены именно на эксперименты с практическим результатом, а не на фундаментальные исследования.

Голый землекоп

— Другая группа ученых с участием российских биологов открыла три года назад потенциальный механизм защиты землекопов от рака – "тяжелые" молекулы гиалуроновые кислоты. Проводятся или будете ли вы проводить опыты с этой кислотой во время работы с землекопами?

— Пока на самом деле не понятно, действительно ли этот механизм работает – в повторных экспериментах пока не удалось достичь этого результата. Я с большим уважением отношусь к Андрею Селуянову и его коллегам, но, но нужно дождаться подтверждения, которого, по слухам, скорее всего не будет.
— Западные ученые неоднократно выдвигали предположения о том, что долголетие землекопов может быть связано с тем, что они живут в среде, где крайне мало пищи и где просто нет "лишних" калорий. Будете ли вести опыты по ограничению рациона среди землекопов?

— Нет, это полная чепуха. Для землекопов это совершенно не характерно. Необходимо разделять вещи. Ограничение питания действительно продляет жизнь, это было подтверждено в ходе опытов, начиная с одноклеточных дрожжей и заканчивая людьми. Для всех этих случаев были опубликованы работы, прошедшие повторную проверку.

Голые землекопы "отключают" нервы при раздражении кислотами - ученые

С другой стороны, землекопов мы, и немцы другие биологи кормят до отвала, ни в чем их не ограничивая. И в таких условиях землекопы живут уже больше 36 лет, и не думают умирать. Так что видите, что ситуация различается.

— Недавно биологи из США показали, что некоторые черви могут продлять себе жизнь почти вдвое, отказываясь от размножения и переходя в так называемую дауэровскую стадию развития. Учитывая социальное устройство колоний землекопов, где размножается только одна самка, можно ли говорить, что в них происходит нечто похожее?

— Нет, это не совсем так. Животное в состоянии Дауэра можно сравнить с человеком, который обиделся на весь мир, скукожился и перестал активно реагировать на внешний мир. Это состояние является, по сути, полубытием и прозябанием. Может быть, что недавно открытые гренландские акулы, живущие по 400 лет, находятся в таком состоянии.

Если посмотреть на землекопов даже мельком, можно сразу убедиться в том, что они не находятся в таком состоянии. Они – очень активные существа, они потрясающе активны, посмотрите, как они бегают по своим лазам и комнатам в нашем питомнике. Поэтому нет, нельзя говорить, что их долголетие обусловлено переходом в подобное "полубытие".

Мои коллеги придумали такое шуточное объяснение долголетию землекопов и тому, почему подчиненные самки живут так же долго, как и королева колонии – каждая из них мечтает стать матерью, и ждут, когда уйдет на покой текущая глава семейство и это сможет случиться.