Физики из МФТИ научились уничтожать тромбы при помощи лазера - РИА Новости, 15.09.2016
Шапка - Новости Подмосковья
Новости Подмосковья

Физики из МФТИ научились уничтожать тромбы при помощи лазера

© Фото : МФТИСхема движения клеток с красителем в здоровых сосудах и сосудах с тромбами
Схема движения клеток с красителем в здоровых сосудах и сосудах с тромбами
Физики из США, Германии и России разработали технологию, позволяющую находить и уничтожать "беглые" тромбы в сосудах, не вскрывая тело человека, при помощи лазерного луча.

МОСКВА, 15 сен – РИА Новости. Физики из США, Германии и России разработали технологию, позволяющую находить и уничтожать "беглые" тромбы в сосудах, не вскрывая тело человека, при помощи лазерного луча, и опубликовали ее описание в журнале PLoS One.

"Мы показали, что при помощи метода фотоакустической проточной цитометрии можно обнаружить тромбоэмболы в потоке крови. Потенциально существует возможность тут же уничтожать обнаруженный сгусток, но это тема следующего исследования", — заявил Александр Мелерзанов, декан факультета биологической и медицинской физики МФТИ, чьи слова передает пресс-служба института.

Одной из главной причин возникновения инсультов и инфарктов и связанной с ними смерти человека является формирование тромбов на стенках артерий и вен, которые периодически "отваливаются" и начинают путешествовать по кровеносной системе. Часто такие "беглые" тромбы  закупоривают сосуды, что приводит к смерти или кислородной смерти отдельных органов или тканей.

Несмотря на серьёзность проблемы, на данный момент высокочувствительные способы ее диагностики пока не созданы. Методы, используемые сейчас, имеют низкую чувствительность и не позволяют уничтожать тромбы в режиме реального времени.

Ученый с моделью ДНК в пробирке
Ученые обнаружили ген инсульта

Мелерзанов и его коллеги из университета штата Арканзас (США) и университетов Франкфурта восполнили этот недостаток, научившись наблюдать за тромбами при помощи методики так называемой фотоакустической проточной цитометрии.

Ее идея заключается в следующем – в организм вводятся клетки, наполненные специальным светящимся веществом, за распространением которого ученые могут следить, облучая ту или иную часть тела при помощи лазера, который заставляет молекулы красителя светиться на определенной длине волны.

Наблюдая за интенсивностью свечения краски в разных частях сосуда, ученые могут определять, присутствуют ли в кровотоке крупные включения в виде тромбов, определять их тип и  даже уничтожать их при помощи лазера. Работу этой методики физики из РФ и стран Запада проверили, наблюдая за образованием тромбов в сосудах мышей.

Ученые очистили капилляры от тромбов с помощью световых "щипцов"

Кроме того, вместо краски можно использовать сами красные кровяные тельца, содержащие в себе пигмент гемоглобин, который тоже может поглощать лучи лазера и испускать их обратно на другой длине волны. Наблюдая за этим "кровяным излучением", ученые могут определять, где наблюдается опасное скопление эритроцитов, указывающее на формирование тромба, или где их нет, что говорит о наличии лейкоцитарного тромба.

Как отмечает ученый, применение этой техники в реальном времени на крупных сосудах во время операции пока что является сложной задачей. Однако то, что данный метод позволяет отслеживать факт появления "беглых" тромбов во время медицинских процедур и в постоперационном периоде, в том числе при развитии рака, позволяет надеяться, что в будущем он поможет предотвратить развитие осложнений, связанных с тромбами, на ранних стадиях их появления.