Астрономы нашли "детей" первых звезд Вселенной на краю Галактики - РИА Новости, 07.09.2016

Астрономы нашли "детей" первых звезд Вселенной на краю Галактики

© NASA / ESA/Hubble/F. FerraroШаровое скопление Terzan 5, где живут древнейшие звезды Галактики
Шаровое скопление Terzan 5, где живут древнейшие звезды Галактики
Европейские астрономы обнаружили в одном из шаровых скоплений на окраинах Млечного Пути звезды, которые сложены из материи погибших светил так называемой "третьей популяции", первых звезд Вселенной.

МОСКВА, 7 сен – РИА Новости. Европейские астрономы обнаружили в одном из шаровых скоплений на окраинах Млечного Пути звезды, которые сложены из материи погибших светил так называемой "третьей популяции", первых звезд Вселенной, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

"Некоторые черты этого скопления звезд, Terzan 5, напоминают те вещи, которые мы видим в гигантских молекулярных облаках, где бурно рождались новые звезды в галактиках, существовавших на заре жизни Вселенной. Похоже, что Terzan 5 представляет собой связующее звено между локальной и дальней Вселенной, и это скопление является последним живущим ныне свидетелем формирования ядра галактики", — заявил Франческо Ферраро (Francesco Ferraro) из Болонского университета (Италия).

Шаровые скопления представляют собой тесные "семейства" из нескольких десятков или сотен тысяч звезд, существующие на окраинах галактик. Считается, что они возникли в далеком прошлом, что поддерживается большим количеством белых карликов и нейтронных звезд в их пределах. Возраст самых древних из них, если судить по отдельным светилам в таких скоплениях, приближается ко времени Большого Взрыва или даже превышает его.

Ферраро и его коллеги уже почти пять лет изучают шаровые скопления, пытаясь определить их возраст в среднем и возраст самых молодых и пожилых звезд внутри них. Такие данные необходимы ученым для понимания того, как рождалась наша Галактика, и как возникли ее спиральные рукава.

В одном из таких скоплений, Terzan 5, расположенном в созвездии Стрельца в 19 тысячах световых лет от Земли, типичные возраст звезд был крайне необычным. Это шаровое скопление, рассказывают ученые, как будто состояло из двух половин. Звезды в одной из них были относительно молодыми – их средний возраст не превышал 4,5 миллиарда лет, а в другой – крайне пожилыми – их возраст приближался к отметке в 12 миллиардов лет.

Так художник представил себе планету-алмаз в созвездии Рака
Первая жизнь Вселенной могла родиться на "алмазных" планетах

Подобное открытие удивило ученых, так как они считали, что все звезды в шаровых скоплениях рождались примерно в одно и то же время в далеком прошлом, после чего процессы звездообразования угасали и светила начинали постепенно "выгорать", превращаясь в сверхновые, нейтронные звезды и белые карлики.

Запуск второй волны звездообразования, как считают астрономы, был возможен только в том случае, если первые звезды в Terzan 5 представляли собой "первенцев" Вселенной – гигантские светила из так называемой "третьей популяции", которые весили в сотни раз больше Солнца и не содержали в себе элементов тяжелее водорода и гелия. Общая масса этих светил, по оценкам ученых, должна была превышать массу Солнца в 100 миллионов раз.

Подобная масса и история формирования, считает Ферраро, роднит Terzan 5 с другой частью Млечного Пути – так называемым балджем, гигантским шарообразным скоплением звезд в его центре, звезды в котором тоже рождались волнами. Поэтому данное скопление звезд,  как заявляют исследователи, можно считать последним "кирпичиком" эпохи формирования галактик, который дожил до наших времен.