Вирус Зика распространяется через глаза и слезы, выяснили ученые - РИА Новости, 06.09.2016

Вирус Зика распространяется через глаза и слезы, выяснили ученые

© REUTERS / Nacho DoceРебенок, больной микроцефалией в городе Ресифе, Бразилия. 9 февраля 2016
Ребенок, больной микроцефалией в городе Ресифе, Бразилия. 9 февраля 2016
Молекулярные биологи из США обнаружили, что вирус Зика может заражать ткани глаз, вызывать серьезные нарушения в их работе и распространяться через слезы.

МОСКВА, 6 сен – РИА Новости. Молекулярные биологи из США обнаружили, что вирус Зика может заражать ткани глаз, вызывать серьезные нарушения в их работе и распространяться через слезы, говорится в статье, опубликованной в журнале Cell Reports.

"Наше исследование показывает, что глаза могут быть тем местом, где может прятаться вирус Зика. Нам необходимо понять, присутствует ли "боевая" версия вируса в глазах всех людей, перенесших эту болезнь, и выяснить, как долго инфекция продолжает оставаться внутри них", — заявил Майкл Даймонд (Michael Diamond) из университета Вашингтона в Сент-Луисе (США).

В начале марта этого года нейрофизиологи из США заявили, что причиной развития микроцефалии у ребенка при заражении беременных женщин вирусом Зика является то, что частицы этого патогена хорошо проникают в стволовые клетки, "заготовки" будущей нервной ткани, и вызывают их массовую гибель.

Чуть позже, в мае этого года, ученые обнаружили, что вирус поражает не только мозг, но и сетчатку глаз зародышей, вызывая слепоту или же серьезные проблемы со зрением, используя те же механизмы, что и в клетках мозга. Изначально биологи считали, что такое может происходить только в утробе матери, и что повторное заражение мозга и глаз вирусом Зика не возможно в принципе.

Мать держит свою больную микроцефалией дочь в Ресифи, БразилияМини-мозг, выращенный в пробирке. Зеленым отмечены рецепторы AXL
Ученые выяснили, как вирус Зика убивает клетки будущего мозга зародыша

Даймонд и его коллеги выяснили, что на самом деле это может происходить и что такие вещи случаются достаточно часто, просто наблюдая за тем, как вирус Зика распространялся по организму обычных лабораторных мышей, которых ученые заразили им при помощи прибора, имитирующего укусы комаров.

К большому удивлению биологов, через семь дней после заражения частицы вируса были найдены внутри глазных яблок грызунов. Пока не понятно, "просочился" ли вирус в глаза через особый барьер в кровеносных сосудах, питающих их, или же попал туда через оптические нервы и другие каналы связи с мозгом.

В любом случае, подобный исход эксперимента означает, что вирус Зика может в теории передаваться от человека к человеку через слезы, что заметно усиливает вероятность его дальнейшего распространения вне той зоны, где обитают его главные разносчики – москиты Aedes aegyptii, не способные жить в умеренных широтах.

Комары и личинки переносчики вируса Зика. Архивное фото
ВОЗ: вирус Зика распространился в 66 государствах

Это, в свою очередь, означает, что эпидемия Зика может распространиться по всей Земле, и не будет ограничиваться только той зоной, где существуют популяции этих комаров. В пользу того, что это действительно происходит, говорит то, что вирус Зика распространяется по Латинской Америке быстрее, чем это предсказывают модели, учитывающие только "комариный" путь заражения.

Дополнительная проблема заключается в том, что иммунная система гораздо менее активна в глазах и в мозге, чем в остальных частях тела, что повышает вероятность выживания вируса в глазах на протяжении долгого времени после того, как иммунные клетки очистят тело от инфекции.

С другой стороны, не стоит паниковать и готовиться к неизбежному заражению вирусом Зика. Как подчеркивают ученые, слезы мышей не содержали в себе частиц вируса. Возможно, что и при заражении человека этого не происходит.