Ученые: сигнал темной материи из центра галактики не подтвердился - РИА Новости, 06.09.2016

Ученые: сигнал темной материи из центра галактики не подтвердился

© Фото : NASA/CXC/M.WeissТак художник представил себе две сливающихся эллиптических галактики
Так художник представил себе две сливающихся эллиптических галактики
Загадочное рентгеновское излучение, которое два года назад посчитали возможным следом распада частиц темной материи в центре Млечного Пути, оказалось порождено ионами серы, потерявшими все свои электроны.

МОСКВА, 6 сен – РИА Новости. Загадочное рентгеновское излучение, которое два года назад посчитали возможным следом распада частиц темной материи в центре Млечного Пути, оказалось порождено ионами серы, потерявшими все свои электроны, о чем ученые рассказали в статье в Astrophysical Journal.

"Учитывая все погрешности измерений, нам стало понятно, что обмен зарядами между "голыми" атомами серы и водорода может замечательно объяснять тот загадочный сигнал на энергии в 3,47 кэВ, который был найден два года назад. Таким образом, поиски темной материи нам придется продолжить", — объясняет Хосе Креспо (Jose Crespo) из Института ядерной физики в Гейдельберге (Германия).

Речь идет о загадочном рентгеновском излучении на ранее неизвестных энергиях и длинах волн, которое было обнаружено рентгеновским телескопом XMM-Newton примерно два года назад во время наблюдений за ядром нашей Галактики и центральными регионами в одной из ее ближайших соседей, галактике Андромеды.

В этих галактиках и, как впоследствии выяснилось, в центрах свыше семи дюжин других "звездных мегаполисов" существовала некая таинственная материя, излучавшая слабое и достаточно рассеянное рентгеновское излучение на энергии в 3,47 килоэлектронвольта, которое раньше не встречалось астрофизикам и не было связано ни с одним известным элементом.

Пульсар и вращающаяся вокруг него планета глазами художникаПульсарОрбитальный гамма-телескоп Ферми
Ученые: темная материя не виновна в избытке гамма-лучей в Галактике

Это открытие всколыхнуло научное сообщество, так как это необычное рентгеновское излучение было очень похоже на те вспышки энергии, которые должны выделяться в ходе распада сверхтяжелых частиц темной материи при их столкновении друг с другом в соответствии с некоторыми общепринятыми теориями, объясняющими их существование. С другой стороны, после первой эйфории и ажиотажа, физики начали находить несоответствия – вспышки этого рентгена были сосредоточены не там, где "должна" быть темная материя.

Креспо и его коллеги, занимающиеся не астрономией, а ядерной физикой, нашли объяснение этому несоответствию и раскрыли суть этого сигнала, не связанную с темной материей, изучая поведение "голых" атомов и ионов с минимальным числом электронов.

Одна из емкостей с жидким ксеноном в составе детектора LUX, способная «поймать» следы темной материи
Поиск темной материи на детекторе LUX не дал результатов

Подобную идею, как признает физик, им подбросил их голландский коллега, занимавшийся изучением спектра "темной материи" и обративший внимание на то, что ее гипотетические следы похожи на теоретически предсказанный спектр атома серы, лишенного всех электронов.

Руководствуясь этой идеей, физики из Германии провели практический эксперимент, поместив смесь из атомов серы и водорода в особую ионную ловушку и затем бомбардируя серу потоком электронов высокой энергии. Количество электронов, которые этот поток выбивал с их "насестов", зависело от энергии частиц в этом луче, что позволило ученым получить относительно чистые образцы "голых" и почти "голых" ионов серы.

Дальнейшие наблюдения за поведением этих ионов показали, что после освобождения из ловушки они начинают захватывать свободные электроны или "отнимать" их у атомов водорода, что сопровождается выделением большого количества энергии в виде рентгеновских лучей, пик которых приходится как раз на энергию в 3,47 кэВ.

Таким образом, можно сказать, что загадочный сигнал "темной материи" на самом деле является рентгеновским излучением, вырабатываемым ионизированными атомами серы в центрах галактик, заключают физики.