МФТИ: недра Нептуна и Урана могут содержать "кислоту Гитлера" - РИА Новости, 01.09.2016
Шапка - Новости Подмосковья
Новости Подмосковья

МФТИ: недра Нептуна и Урана могут содержать "кислоту Гитлера"

© Фото : МФТИМолекула ортоугольной кислоты H4CO4
Молекула ортоугольной кислоты H4CO4
Химики из Московского физтеха и Сколтеха предполагают, что недра Урана и Нептуна могут содержать в себе прослойку из экзотической материи – ортоугольной кислоты, так называемой "кислоты Гитлера".

МОСКВА, 1 сен – РИА Новости. Химики из Московского физтеха и Сколтеха предполагают, что недра Урана и Нептуна могут содержать в себе прослойку из экзотической материи – ортоугольной кислоты, так называемой "кислоты Гитлера", говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

"Газовые гиганты "среднего класса" – Уран и Нептун – в основном состоят именно из углерода, водорода и кислорода. Мы выяснили, что при давлении в несколько миллионов атмосфер в их недрах должны формироваться соединения, невозможные в земных условиях. Не исключено, что ядра этих планет могут в значительной степени состоять из этих экзотических веществ", — заявил Артем Оганов, химик из МФТИ и профессор Сколтеха.

Оганов и его коллега Габриель Салех (Gabriele Saleh) пришли к такому выводу благодаря новым компьютерным моделям недр этих планет и спутников Юпитера и Сатурна, разработанной в стенах Московского физтеха в Долгопрудном на базе алгоритма USPEX, созданного Огановым и другими учеными для предсказания структуры и поведения разных химических соединений.

Оганова и Салеха интересовало то, как соединения из трех ключевых "элементов жизни" – кислорода, водорода и углерода – ведут себя при сверхвысоких давлениях и температурах, царящих в недрах планет-гигантов и у ядра ледяных лун Сатурна и Юпитера – Европы, Титана и Энцелада – в чьих подледных океанах может существовать жизнь или условия для ее зарождения.

Планета Уран и ее кольца, видные в инфракрасном спектре
Ось вращения Урана сместилась из-за нескольких ударов, выяснили ученые

Как рассказывает Оганов, химикам известно, что все соединения углерода, водорода и кислорода кроме метана, воды и углекислого газа термодинамически нестабильны при атмосферном давлении. При росте давления вода и СО2 сохраняют устойчивость, однако метан при высоких давлениях или разлагается и превращается в тяжелые углеводороды, или же превращается, вместе с водородом в экзотические сокристаллы и гидраты.

Используя USPEX, Салех и Оганов проверили, как другие вещества из углерода, водорода и кислорода ведут себя при сжатии до 4 миллионов атмосфер, и открыли ряд необычных углеводородов, способных сохранять стабильность в таких условиях. Схожим образом, как выяснилось, ведет себя обычная угольная кислота (Н2СО3), становящаяся термодинамически стабильной при 10 тысячах атмосфер, и ее экзотическое производное – ортоугольная кислота.

"Раньше считалось, что океан в таких спутниках непосредственно контактирует с каменным ядром и между ними происходит химическая реакция. Наша работа показывает, что ядро может быть "обернуто" в слой кристаллизованной угольной кислоты, что сделает невозможной реакцию между материей ядра и водным океаном", — отмечает Оганов.

Гейзеры на поверхности Энцелада, его океан и подогревающее его пористое ядроСлева – снимок с Кассини, справа – компьютерная модель, наложенная на фотографиюИзображение спутника Сатурна Энцелада, запечатленное космическим аппаратом Кассини
Ученые раскрыли тайну рождения теплых гейзеров на Энцеладе

При более высоких давлениях, превышающих три миллиона атмосфер, угольная кислота начинает вступать в реакцию с водой и образовать молекулы ортоугольной кислоты (Н4СО4), крайне нестабильной в нормальных условиях. Структура молекулы ортоугольной кислоты напоминает свастику, почему ее в шутку называют "кислотой Гитлера".

Подобные давления, по словам химиков, существуют внутри недр Нептуна и Урана, поэтому недра этих газовых гигантов, как предполагает Оганов, могут содержать в себе прослойку из этой экзотической кислоты.