Медики впервые вырастили полноценную печень из стволовых клеток - РИА Новости, 30.08.2016

Медики впервые вырастили полноценную печень из стволовых клеток

© Фото : Saban Research Institute, Children's Hospital Los AngelesИскусственная печень, выращенная из стволовых клеток человека
Искусственная печень, выращенная из стволовых клеток человека
Американские биологи впервые смогли вырастить полноценный аналог печени, способный очищать кровь от токсинов и выполнять другие функции этого органа.

МОСКВА, 30 авг – РИА Новости. Американские биологи впервые смогли вырастить полноценный аналог печени, способный очищать кровь от токсинов и выполнять другие функции этого органа. Для этого ученые использовали стволовые клетки и "заготовки" из стволовых клеток, говорится в статье, опубликованной в журнале Stem Cells Translational Medicine.

Очищенная от клеток нога крысы внутри биореактораИскусственная нога крысы на чашке Петри
Ученые вырастили первую искусственную ногу крысы
"Клеточная терапия может стать спасением для людей, и в особенности детей, страдающих от проблем с метаболизмом и болезней печени. Мы показали, что можем создавать гепатоциты, похожие по своим свойствам на те, что присутствуют в "живой" печени, и продемонстрировали, что эти клетки обладают всеми нужными свойствами и могут распространяться по органу", — заявил Каспер Ванг (Kasper Wang) из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе (США).

Ванг и его коллеги уже несколько лет работают над изучением секретов того, как формируется кишечник, печень и другие органы в организме зародыша и внутри тела здорового человека, а также над "повторением" этого процесса в пробирке при помощи эмбриональных или "перепрограммированных" стволовых клеток.

Образец искусственной кожи, выращенной японскими биологамиОбразец искусственной кожи, выращенной японскими биологами
Японские ученые вырастили полноценную кожу из стволовых клеток
Относительно недавно, как рассказывает Ванг, его команде удалось вырастить взрослые клетки кишечника и заставить их объединяться в полноценную кишечную ткань. Используя те же самые принципы, ученые попытались получить аналогичные образцы ткани печени, используя "заготовки" из стволовых клеток, запрограммированных на превращение в гепатоциты и прочие клетки этого органа.

Эксперимент закончился удачно – ученым удалось вырастить миниатюрные подобия печени в пробирке и имплантировать его в организм крыс и мышей. В их теле орган "подключился" к кровеносной системе и начал вырабатывать альбумин – один из важнейших белков организма, который производится клетками печени. Кроме того, повреждение "нормальной" печени у грызунов не приводило к их быстрой смерти, что говорит о том, что искусственная печень занималась и очисткой крови от "мусора" и исполняла другие критические функции.

В операционной
Шили-были аппараты: старые и новые инструменты для трансплантации
По словам ученых, по своей форме и структуре эти органоиды не были похожи на нормальную печень человека или грызунов, однако они содержали в себе все ключевые ее компоненты – гепатоциты, клетки, вырабатывающие желчь, кровеносные сосуды, жирозапасающие клетки и эпителий.

Как полагают Ванг и его коллеги, подобные органоиды можно использовать в качестве исходного материала для производства клеток печени, при помощи которых можно "засеивать" поврежденную печень больных людей и тем самым защищать ее от гибели и восстанавливать ее функцию. Это избавит десятки тысяч пациентов, объясняет ученый, от болезненной операции по "переливанию" клеток печени от совместимых доноров, которую они вынуждены проходить каждый год.