Астрономы из России нашли самую далекую звезду-"маяк" в Млечном Пути - РИА Новости, 03.03.2020

Астрономы из России нашли самую далекую звезду-"маяк" в Млечном Пути

© Фото : NASA/JPL-CaltechПульсар и вращающаяся вокруг него планета глазами художника
Пульсар и вращающаяся вокруг него планета глазами художника
Российские и зарубежные астрономы впервые измерили расстояние до пульсара 2S 1553-542 на "обратной стороне" Галактики, который оказался одной из самых далеких от нас нейтронных звезд Млечного Пути.

МОСКВА, 22 авг – РИА Новости. Российские и зарубежные астрономы впервые измерили расстояние до пульсара 2S 1553-542 на "обратной стороне" Галактики, который оказался одной из самых далеких от нас нейтронных звезд Млечного Пути, говорится в статьях, опубликованных в журнале Monthly Notices of the Royal Academy of Sciences.

Синие точки – молодые звезды в нашей Галактике, которых оказалось неожиданно мало в ее центре
Астрономы открыли гигантскую пустыню в центре Млечного Пути
Пульсар 2S 1553−542 был открыт в 1975 году американскими учеными при помощи орбитального телескопа SAS-3, одного из первых орбитальных рентгеновских телескопов. Дальнейшие наблюдения за этим объектом показали, что он принадлежит к редкому классу рентгеновских двойных звезд, в которых компанию пульсару составляет крупная голубая звезда, "сплющенная" в подобие яйца из-за сверхвысокой скорости вращения.

Как рассказывают Александр Лутовинов из Института космических исследований РАН и его коллеги из России и зарубежных стран, этот пульсар давно привлекал внимание астрономов тем, что его компаньон, несмотря на его предполагаемые крупные размеры и бурный характер, до сих пор оставался невидимым для нас. Это одновременно намекало и на большое расстояние до 2S 1553−542 и не позволяло ученым определить дистанцию между Землей и этой нейтронной звездой.

Загадка этого пульсара была разрешена только сейчас, благодаря вспышке в его активности, которая произошла в конце 2015 года и за которой наблюдали все крупные рентгеновские и гамма-телескопы НАСА по просьбе российских астрономов, и наблюдениям за другими переменными звездами. Эти светила, так называемые цефеиды, представляют собой своеобразные "космические маяки", которые позволяют астрономам точно вычислять расстояния в космосе благодаря постоянному характеру их пульсаций.

В последние несколько лет Европейская южная обсерватория пытается найти цефеиды в центре Галактики и непосредственно за ним в рамках программы VVV, наблюдая за диском и рукавами Млечного Пути при помощи инфракрасных телескопов. Лутовинов и его коллеги нашли иное применение для этих снимков, попытавшись отыскать предположительного компаньона 2S 1553−542, изучая инфракрасные и оптические снимки, полученные во время прошлогодней вспышки.

Используя точные координаты пульсара, полученные в ходе рентгеновских наблюдений, и уточненные характеристики его компаньона российским астрономам и их зарубежным компаньонам удалось найти не одну, а сразу пять звезд в окрестностях той точки, где предположительно находится пульсар. Это поставило перед ними проблему – как понять, какая из них является спутником 2S 1553−542?

Спиральная галактика
Мигающие звезды помогли ученым найти невидимый спутник Галактики

Используя данные VVV и снимки с мощного оптического телескопа SALT в ЮАР, группа Лутовинова смогла "расшифровать" спектральные характеристики всех пяти светил и найти среди них одну звезду, которая относилась к числу голубых звезд с нужными свойствами и степенью активности.

Открыв эту звезду, авторы статьи смогли вычислить расстояние до пульсара. Оно оказалось неожиданно большим – данная нейтронная звезда удалена от нас на 65-78 тысяч световых лет. Это означает, что 2S 1553−542 расположен на противоположной стороне галактики, на самом краю рукава Стрельца. Это делает его самым далеким пульсаром и двойной рентгеновской звездой, известной нам на сегодняшний день, заключают ученые.