Ученые случайно открыли способ создания "комнатного" сверхпроводника

© РИА Новости / Александр ТелишевЕмкости с жидким азотом, где ученые проверяют сверхпроводящие магниты NICAЕмкости с жидким азотом, где ученые проверяют сверхпроводящие магниты NICA

МОСКВА, 25 июл – РИА Новости. Физики из США случайно нашли способ создания сверхпроводников, работающих при температуре примерно в минус 50 градусов Цельсия, изучая свойства так называемой "пурпурной бронзы", говорится в статье, опубликованной в журнале Physical Review Letters.

"Это было случайное, но очень интересное открытие. Мы изучали этот материал из-за его крайне интересной "одномерной" структуры. Мы заметили, что зоны проводимости и валентности в нем менялись крайне странным образом при изменении температур. Когда мы начали изучать то, что происходило на его поверхности, мы были поражены тем, как сильно была повышена температура перехода в состояние, похожее на сверхпроводящее", — заявил Адам Камински (Adam Kaminski) из университета Айовы (США).

Камински и его коллеги нашли способ создать сверхпроводник при почти комнатной температуре, наблюдая за тем, как возникают так называемые волны зарядовой плотности внутри "пурпурной бронзы" – соединения оксида молибдена и небольших количеств калия.

Этот феномен, как объясняют ученые, является одним из главных "врагов" сверхпроводимости, который мешает беспрепятственному движению электронов внутри какого-либо материала. При наличии этих волн внутри потенциального сверхпроводника электроны словно "цепляются" за какие-то структуры внутри него, формируя области низкой и высокой плотности электронов. Сегодня ученые активно изучают этот феномен, пытаясь понять, какие квантовые процессы внутри металлов и сверхпроводников отвечают за его рождение.

Добыча серы из кратера вулкана Иджен, Индонезия
Японские физики улучшили российский "тухлый" сверхпроводник

В ходе одного из таких экспериментов Камински и его коллеги обнаружили, что на поверхности пленок из "пурпурной бронзы" волны зарядовой плотности начинают появляться уже при 220 градусах Кельвина (-50 градусов Цельсия). Это является рекордно высоким показателем на сегодняшний день – в других материалах и внутри самого оксида молибдена такие волны появляются при температурах на 100 градусов ниже.

Учитывая схожий механизм возникновения таких волн и зарождения сверхпроводимости, ученые предполагают, что аналогичным образом можно добиться и создания высокотемпературного сверхпроводника, который сможет работать при температурах в минус 50 градусов Цельсия. Как надеются ученые, дальнейшее изучение поведения электронов в "пурпурной бронзе" и других ее свойств поможет реализовать эту задачу.