Астрономы открыли галактику-"франкенштейна" в космической пустыне

© NASA / JPL/Caltech/SDSS/NRAOГалактика UGC 1382 в оптическом (слева), ультрафиолетовом (центр), и радио (справа) диапазонахГалактика UGC 1382 в оптическом (слева), ультрафиолетовом (центр), и радио (справа) диапазонах

МОСКВА, 12 июл – РИА Новости. Ученые обнаружили в пустынном уголке космоса в 250 миллионах световых лет от Земли крайне необычную галактику, чьи окраины являются старыми, а ядро – молодым, что делает ее космическим аналогом монстра Франкенштейна, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Галактика-головастик LEDA 36252
"Хаббл" поймал редчайшую галактику-космического "головастика"
"Центральная часть UGC 1382 на самом деле моложе, чем спиральный диск, окружающий ее. Подобная находка подобна тому, если бы ботаники нашли дерево, чьи внутренние кольца были бы моложе, чем кольца во внешних слоях", — заявил Марк Зейберт (Mark Seibert) из Обсерватории института науки Карнеги в Пасадене (США).

Зейберт и его коллеги совершили это открытие, переквалифицировавшее заурядную эллиптическую галактику UGC 1382 в уникальный класс космических "франкенштейнов", изучая данные, собранные зондом GALEX, предназначенном для изучения эволюции галактик, а также орбитальными и наземными телескопами WISE, Слоановским обзором неба и микронным обзором неба 2MASS.

Изучая фотографии UGC 1382, ученые случайно обнаружили, что у этой "небольшой" галактики есть чрезвычайно длинные и почти невидимые рукава, чья протяженность превышает 718 тысяч световых лет. Иными словами, получается, что UGC 1382 входит в тройку самых крупных изолированных галактик в видимой Вселенной, примерно в пять раз превосходя Млечный путь по своим габаритам.

Так художник представил себе облака газа, проливающиеся холодным дождем на черную дыру
Астрономы: над черной дырой в галактике Abell 2597 идет холодный дождь

Эти рукава почти не содержат в себе звезд, и примерно на 70% состоят из темной материи, а остальная часть массы приходится на облака нейтрального газа и пыли. Так как плотность этого газа крайне низка, мы почти не видим эту галактику из-за того, что звезды в ней формируются крайне неохотно, несмотря на большое количество "звездных стройматериалов".

Звезды в ней рождаются крайне странным образом – обычно, вспышки звездообразования идут в галактиках от их центра к окраинам, а в UGC 1382 все происходит наоборот – старые звезды сосредоточены на ее краях, а новые – по большей части в центре. Подобная структура превращает данную галактику в космического "монстра Франкенштейна", состоящего из несовместимых и не совпадающих элементов, соединенных друг с другом противоестественным образом.

Галактика SXDF-NB1006-2
Астрофизики заглянули в Темные века Вселенной
Как полагают авторы статьи, UGC 1382 возникла в результате столкновения и "склеивания" нескольких карликовых галактик, слившихся в единое целое несколько миллиардов лет назад. Подобный сценарий мог бы объяснить необычную форму этой галактики и то, почему звезды в ней рождаются "шиворот-навыворот".

По мнению Зейберта и его коллег, UGC 1382 не является уникальным объектом подобного рода, и что схожие "звездные семьи", которые ученые называют GLSB-галактиками, могут встречаться в других уголках космоса. Их открытие и изучение может помочь астрофизикам раскрыть механизмы рождения подобных космических "франкенштейнов" и то, какую роль в их образовании играет темная материя.