Ученые впервые увидели, как "рождается" рак кожи - РИА Новости, 09.07.2016

Ученые впервые увидели, как "рождается" рак кожи

© Adriana Sánchez-DanésКарцинома кожи, рождающаяся из одной стволовой клетке в хвосте мыши
Карцинома кожи, рождающаяся из одной стволовой клетке в хвосте мыши
Ученым впервые удалось проследить за тем, как самый распространенный тип рака кожи развивается из одной клетки, что поможет создать препараты для подавления его развития на самых ранних стадиях.

МОСКВА, 9 июл – РИА Новости. Ученым впервые удалось проследить за тем, как самый распространенный тип рака кожи развивается из одной-единственной стволовой клетки, что поможет создать препараты для подавления его развития на самых ранних стадиях, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Нам крайне редко удается найти клетку, с которой начинается рождение рака, и до настоящего времени никому не удавалось проследить за тем, что происходит с раковыми клетками на молекулярном уровне по мере их дальнейшего распространения. Теперь мы знаем, что стволовые клетки являются причиной рождения рака кожи  — когда онкоген "включается" в  стволовой клетке, он запускает цепную реакцию деления и роста, ломающую все системы безопасности", — заявил Седрик Бланпен (Cedric Blanpain) из свободного университета Брюсселя (Бельгия).

Бланпен и его коллеги впервые увидели, как рождается раковая опухоль и раскрыли процесс ее формирования, наблюдая за тем, как возникают агрессивные формы рака кожи в организме мышей, в ДНК которых ученые встроили специальные "переключатели".

Эти генетические "тумблеры" были настроены таким образом, что они включали  или выключали гены, вызывающие рак или способствующие его развитию, при появлении определенных веществ в организме – к примеру, противоракового лекарства тамоксифена, и сигнализировали об их активации, заставляя клетку производить светящийся желтый белок.

Геномный центр, где проводилось изучение свойств биочиповГелевые биочипы, разработанные российскими учеными
Российские ученые создали биочипы, способные "чуять" рак кишечника

Используя эту систему, ученые выключили ген Ptch1, защищающий кожу от развития опухолей, и проследили за тем, что происходило с кожей мышей в районе хвоста. Этот прием позволил Бланпену и его коллегам увидеть "родителя" раковых клеток и проследить за первыми фазами их роста.

Как объясняет биолог, до сегодняшнего дня ученые спорили, какие из двух типов клеток кожи – "спящие" стволовые клетки, присутствующие в кожной ткани в небольшом количестве или так называемые прогениторные клетки, отвечающие за "нормальный" рост кожи и замену ее отмирающих клеток.

Ученый делает тест в лаборатории
Биологи раскрыли противораковый секрет аспирина

Опыты команды Бланпена однозначно показали, что в развитии самых агрессивных форм рака кожи виноваты стволовые клетки – мутации гена Ptch1 приводят к их неконтролируемому размножению и формированию опухолей, способных к "вторжению" в кровоток и другие ткани. Появление схожих мутаций в геноме прогениторных клеток вело лишь к формированию доброкачественных образований, чей рост был ограничен апоптозом, механизмами клеточного "самоубийства".

"Открытие всего этого – не какой-то кусок эзотерических и никому не нужных знаний. Полученные нами сведения показывают, что мы можем останавливать рост опухолей на самых ранних стадиях, взаимодействуя с генами, которые управляют ростом и трансформациями стволовых клеток, и используя их в качестве "мишеней" для новых лекарств", — заключает Бен Саймонс (Ben Simons), другой автор статьи из Кембриджского университета (Великобритания).