Европейские неандертальцы были каннибалами, заявляют ученые

© Фото : Asier Gómez-Olivencia et al.Кости неандертальцев, съеденных соплеменникамиКости неандертальцев, съеденных соплеменниками

МОСКВА, 7 июл – РИА Новости. Палеонтологи обнаружили первые однозначные свидетельства того, что неандертальцы, жившие в Бельгии и на севере Европы в целом, были каннибалами, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

За последние годы ученые нашли множество свидетельств того, что первые жители Европы могли питаться мясом своих врагов или соплеменников – к примеру, в прошлом году палеонтологи обнаружили, что неандертальцы из пещер Марильяк зачем-то раскалывали кости недавно усопших сородичей, и отделяли их конечности от туловища. Тем не менее, этот вопрос остается предметом дискуссий, так как многие ученые считают, что подобные повреждения могли быть частью ритуалов погребения, а не следами каннибализма.

Модель неандертальца
Палеонтологи нашли возможные следы каннибализма среди неандертальцев
Йоханнес Краузе (Johannes Krause) из университета Тюбингена (Германия) и его коллеги нашли фактически однозначные свидетельства того, что неандертальцы действительно были каннибалами, открыв целое кладбище костей в третьей пещере из комплекса Гойе в Бельгии.

Здесь, как показали проведенные ими раскопки и данные генетического анализа, примерно 40-45 тысяч лет назад были убиты и разделаны тела пяти неандертальцев, примерно 100 костей которых были найдены группой Краузе в одном из углов этой пещеры. Все эти кости несли на себе следы орудий труда, иных повреждений, а также намеки на то, что мясо с них отдиралось слоями. Часть костей, по словам ученых, была заточена и стала орудиями труда.

В пользу того, что обладатели этих костей были употреблены в пищу, говорит то, что все кости были разломаны при помощи тупых предметов сразу после смерти жертв жителей пещеры (вероятно, для извлечения костного мозга), и примерно треть из них была покрыта разделочными шрамами в тех местах, где к ним крепились мускулы.

Пещера Ла-Шапель-о-Сен, где была найдена первая могила неандертальцев
Неандертальцы действительно хоронили своих соплеменников

Неандертальцы были действительно суровыми существами и не щадили ни женщин, ни детей – на это указывает то, что кости съеденных индивидов содержат в себе останки как минимум одного ребенка. При этом жители пещеры не были гурманами и, судя по наличию аналогичных отметин на костях животных, часто питались и их мясом.

С точки зрения генетики, съеденные неандертальцы мало в чем отличались от их родичей, живших на юге Франции, в Испании и в Хорватии. Это говорит о том, что их численность была достаточно низкой в последние тысячелетия перед их вымиранием. Пока не понятно, мог ли их каннибализм, учитывая его связь с развитием коровьего бешенства и прочих форм губчатой энцефалопатии, повлиять на их исчезновение после пришествия кроманьонцев.