Астрономы потенциально нашли планету, окутанную "миллиардами молний"

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 4 июл – РИА Новости. Планета Kepler-10b в созвездии Лебедя, предположительно "обугленное" ядро газового гиганта, может быть окутана своеобразным "одеялом" из молний, триллионы вспышек которых должны вспыхивать на ее поверхности каждый час, говорится в статье, принятой к публикации в журнале MNRAS.

Система Kepler-10, удаленная от нас на расстояние в 564 световых года, является одной из самых "контрастных" и рекордных планетных семей, открытых за пределами Солнечной системы. Во-первых, в ней обитает первая известная нам каменистая планета Kepler-10b, чей радиус всего в 1,5 раза больше, чем у Земли.

Во-вторых, в ней присутствует так называемая "мега-Земля" Kepler-10c, которую многие астрономы считают самой крупной землеподобной планетой на сегодня и любовно называют "космической Годзиллой" из-за ее массы, плотности и размеров – она примерно в 17 раз больше земли. Недавно в ее существовании астрономы начали сомневаться в ее существовании, а Kepler-10b многие планетологи считают не "целой" планетой, а ядром "обгоревшего" газового гиганта.

Пол Риммер (Paul Rimmer) из Сент-Эндрюсского университета (Шотландия) и его коллеги добавили еще одну крайне экзотическую деталь в представляемый нами облик Kepler-10b, пытаясь выяснить, с какой частотой молнии должны возникать на землеподобных планетах, газовых гигантах и коричневых карликах за пределами Солнечной системы.

Представление художника о планете Kepler-10b
Телескоп "Кеплер" открыл рекордно малую экзопланету

Как отмечает Риммер, подобное исследование их заставило провести то, что "Хаббл" и ряд других телескопов обнаружили облака в атмосфере многих открытых в последние годы "горячих Юпитеров" и коричневых карликов и прочие погодные явления и признаки активности на поверхности. Это натолкнуло ученых на мысль, что в этих облаках, состоящих из капель кремния и паров металлов, могут возникать молнии примерно таким же образом, как и на Земле.

Они попытались выяснить, так ли это, просчитав вероятность возникновения молний на подобных небесных телах, используя данные, полученные при наблюдении за зарождением молний в выбросах вулканов на Земле и в ее атмосфере, а также в воздушных оболочках Венеры, Юпитера и Сатурна.

Эти данные исследователи использовали для того, чтобы понять, как такие молнии можно будет заметить на поверхности экзопланет, наблюдая за ними при помощи имеющихся сегодня телескопов. Подобные выкладки были затем проверены на экзопланете HD 189733b, обладающей "адской" атмосферой, чья температура превышает три тысячи градусов Цельсия.

Телескоп Кеплер. Архивное фото.
Телескоп НАСА обнаружил "мега-Землю"

Как оказалось, больше всего на частоту возникновения молний будет влиять то, насколько высока температура поверхности планеты и как часто на ней происходят извержения вулканов. Для планеты класса Kepler-10b, почти касающейся внешних оболочек ее светила, частота молний на ее поверхности будет действительно фантастической.

Каждый час на ее поверхности будет происходить триллион разрядов электричества, и фактически вся планета будет окутана своеобразным одеялом из молний. Этот феномен, как показывает расчеты астрономов, можно будет заметить по присутствию линий диоксида серы в спектре Kepler-10b, что можно будет сделать после запуска телескопов "Джеймс Уэбб" и TESS, обладающих достаточной для этого чувствительностью.