Церера может быть "содовой" карликовой планетой, заявляют ученые - РИА Новости, 30.06.2016

Церера может быть "содовой" карликовой планетой, заявляют ученые

© Фото : NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDAКратер Оккатор с загадочными белыми пятнами в 3D
Кратер Оккатор с загадочными белыми пятнами в 3D
Новые фотографии загадочных белых пятен на поверхности Цереры показывают, что они содержат в себе соли, сформировавшиеся в присутствии воды, что говорит о наличии жидкой воды, гидротермальных источников энергии и огромных залежей соды в недрах этой карликовой планеты.

МОСКВА, 30 июн – РИА Новости. Новые фотографии загадочных белых пятен на поверхности Цереры показывают, что они содержат в себе соли, сформировавшиеся в присутствии воды, что говорит о наличии жидкой воды, гидротермальных источников энергии и огромных залежей соды в недрах этой карликовой планеты, сообщает НАСА.

"Мы впервые увидели подобный тип материи за пределами Земли в таких больших количествах. Те минералы, которые мы нашли в ярких пятнах в кратере Оккатор, возникают в результате действия воды на другие типы пород. Наличие карбонатов на поверхности Цереры говорит о том, что в ее недрах существовали или существуют гидротермальные процессы, которые выбросили эти вещества на ее поверхность", — заявила Мария де Санктис (Maria de Sanctis), со-руководитель миссии Dawn из Национального института астрофизики в Риме (Италия).

Де Санктис и ее коллеги под руководством Кристофера Расселла (Christopher Russell), руководителя миссии Dawn, уже более года изучают загадочные белые пятна, обнаруженные зондом НАСА в феврале прошлого года, еще до его прибытия к Церере. Природа и состав этих пятен оставался загадкой до конца прошлого года, когда Dawn спустился на самую низкую орбиту вокруг Цереры и выяснил, что пятна сложены из смеси солей и воды.

Сегодня ученые НАСА представили новые данные, полученные межпланетной станцией во время изучения этих пятен, и раскрыли их химический состав, указывающий на крайне необычную структуру и историю недр Цереры.

Для того, чтобы определить химический состав солей в кратере, ученые использовали инфракрасный спектрометр VIR на борту Dawn, который позволил им измерить то, какие элементы присутствуют в темных и светлых участках Оккатора, и примерно вычислить их соотношение.

Опубликованы новые высокодетальные снимки Цереры
Яркие пятна на Церере являются солевыми отложениями

Оказалось, что Церера была фактически "содовой" планетой – светлые пятна целиком состояли из обычных пищевой и бельевой соды, карбоната и гидрокарбоната натрия, а темные участки кратера – из смеси карбонатов натрия и магния.

Подобное открытие поразило ученых – сегодня планетологи считают, что сода образуется только в присутствии жидкой воды и почти не встречается в безводных толщах астероидов и малых небесных телах Солнечной системы. Это подтверждается тем, что до этого момента соду находили только в породах Земли и в выбросах гейзеров Энцелада, в чьих недрах существует теплый подледный океан.

Таким образом, можно говорить о том, что в недрах Цереры существуют крупные запасы соды, крупнейшие в Солнечной системы по мнению де Санктис и ее коллег, небольшая доля которых была выброшена на ее поверхность совсем недавно, менее 100 миллионов лет назад, когда возник кратер Оккатор.

Так художник представил себе ЦереруКратер Оккатор и белые пятна
Загадочные белые пятна на Церере меняются, обнаружили астрономы

Соответственно, мы можем точно говорить о том, что в недавнем прошлом недра Цереры были "живыми" и в них происходили гидротермальные процессы, и можем надеяться на то, что они до сих пор не прекратились. Учитывая низкую плотность Цереры – всего 2,1 грамма на кубический сантиметр – подобная гипотеза имеет под собой веские основания, так как это указывает или на наличие крупных пустот в недрах карликовой планеты, или льда и воды под ее поверхностью.

Как эта вода могла оставаться жидкой на Церере, чьи температуры поверхности и недр крайне малы? По мнению ученых, лед в "сердце" Цереры мог растопить удар метеорита, породивший кратер Оккатор. Эта вода впоследствии была выброшена в космос в результате процессов, аналогичных тем, которые рождают гейзеры на Энцеладе, и на поверхности Цереры остались светлые содовые пятна, ломавшие голову ученым так долго времени.