Биологи раскрыли противораковый секрет аспирина

© Fotolia / science photoУченый делает тест в лабораторииУченый делает тест в лаборатории

МОСКВА, 1 июн – РИА Новости. Американские ученые выяснили, почему аспирин и похожие на него лекарства замедляют рост рака и убивают его клетки. Оказалось, что эти препараты подавляют работу белков, вызывающих воспаление и способствующих беспрепятственному росту раковых клеток, говорится в статье, опубликованной в журнале eLife.

Мужчина пьет таблетку
Ученые: регулярный прием аспирина снижает риск рака кишечника
"Салициловая кислота является одним из самых старейших лекарств на планете – ее начали использовать еще древние египтяне и греки, и мы до сих пор изучаем и открываем ее новые свойства. Открытие этого канала воспаления, который подавляет аспирин, дает ему и его производным целый набор новых вариантов его применения в клинической практике", — заявил Эрик Вердин (Eric Verdin) из университета Калифорнии в Сан-Франциско (США).

В последние годы среди ученых возродился интерес к аспирину и другим лекарствам на базе салициловой кислоты, которые, как показали опыты, обладают сильными противораковыми свойствами. Аспирин, по словам медиков-экспериментаторов, способен в несколько раз усиливать эффективность иммунотерапии, а также самостоятельно бороться с раком прямой кишки, лейкемией и рядом других опухолей. Также он на 15-20% повышает шансы на выживание после химиотерапии.

Исследования в лаборатории, архивное фото
Медики: прием аспирина увеличивает шансы выжить после рака на 20%
Вердин и его коллеги раскрыли секрет противораковых свойств препарата, обнаружив ранее неизвестную и почти неизученную цепочку белков и генов, которыми пользуются раковые клетки для создания "атмосферы клеточной ненависти", помогающей им убивать здоровые клетки, отпугивать иммунную систему и беспрепятственно размножаться.

Как объясняют ученые, раньше их коллеги считали, что противовоспалительные свойства аспирина связаны с тем, что он подавляет работу цепочки генов NF-KB, основного "выключателя" стрессовой реакции и воспалительных процессов в организме. Опыты Вердина и его коллег показали, что на этом влияние не ограничивается.

Оказалось, что салициловая кислота и похожие на нее молекулы блокируют работу двух других белков, связанных с воспалением – p300 и CBP. Сами по себе эти пептиды не вызывают воспаления — они управляют работой генов, отвечающих за развитие воспалительной реакции, и их подавление приводит к "отключению" всей этой цепочки.

Девушка придерживает рукой грудь
Медики: аспирин блокирует рост рака груди и мешает его распространению

По словам ученых, некоторые разновидности рака, в том числе лейкемия, используют гены и белки из цепочек, контролируемых p300 и CBP, для своего роста. Используя аспирин и его более эффективный аналог дифлунизал, Вердин и его коллеги смогли подавить рост культур лейкемии в пробирке и замедлить развитие опухоли в организме мышей.

Сейчас, по словам ученых, они пытаются получить разрешение на проведение клинических опытов, они намерены использовать аспирин и дифлунизал для борьбы с лейкемией в качестве одного из компонентов химиотерапии.