Ученые: авторы исследования о раке и телефонах не знают математики - РИА Новости, 30.05.2016

Ученые: авторы исследования о раке и телефонах не знают математики

© Fotolia / afxhomeМужчина со смартфоном
Мужчина со смартфоном
Громкое исследование о связи между излучением мобильных телефонов и раком мозга у грызунов вызвало массу претензий у физиков, нейрофизиологов и токсикологов, которые разнятся от вопросов к методологии проведения опытов и до сомнений в компетенции авторов этого открытия.

МОСКВА, 30 мая – РИА Новости. Громкое исследование о связи между излучением мобильных телефонов и раком мозга у грызунов вызвало массу претензий у физиков, нейрофизиологов и токсикологов, которые разнятся от вопросов к методологии проведения опытов и до сомнений в компетенции авторов этого открытия.

На прошлой неделе ученые из коллаборации NTP опубликовали статью, в которой они рассказали о первых результатах опытов по действию радиоизлучения мобильных телефонов на организм крыс. Итоги этих экспериментов, растиражированные СМИ, были шокирующими – оказалось, что имитируемое излучение телефона порождало злокачественные опухоли – глиомы в мозге и шванномы в сердце.

Рассадник рака в СМИ

Подобные громкие заявления, которые часто появляются в прессе из-за недопонимания того, как работает наука, вызвали раздражение в научном сообществе. К примеру, биолог Алан Левинович из университета Джеймса Мэдисона в Гаррисонбурге (США) считает, что не излучение телефонов, а публикация подобных исследований и их некорректное тиражирование в СМИ вызывает "настоящий рак мозга".

Он отметил, что открытие участников коллаборации NTP может быть вообще не связано с сотовыми телефонами, так как в опытах использовались совершенно иные источники излучения. Настоящая наука и истина, в словах биолога, в очередной раз стала жертвой погони за кликами и выдуманными сенсациями.

Онколог Дэвид Горски (David Gorsky) из Института Карманос по изучению рака в Детройте (США) удивился тому, как можно было потратить на исследование, в котором приняло участие несколько сотен крыс, свыше 25 миллионов долларов США. Он отметил, что в очередной раз подобные громкие заявления были распространены через прессу, а не прошли сначала через фильтр рецензируемых журналов и проверки выводов другими группами ученых.

Крысы. Архивное фото
Ученые обнаружили рак у крыс, подвергавшихся излучению от сотового телефона

По его словам, результаты исследования были глубоко "запрятаны" в статье, так как при взгляде на графики выживания крыс становится ясно, как шутит Горски, что радиоизлучение продлевает, а не укорачивает жизнь животных. В частности, они раскрыли бы странности в том, что GSM-излучение вызывает проблемы, а 3G-излучение, наоборот, является "целебным", несмотря на их равную силу. В любом случае, как считает Горски, число животных и раковых опухолей в их теле было слишком мало для того, чтобы делать какие-либо выводы.

Значима ли статистика?

Нейрофизиолог и токсиколог Стивен Новелла (Steven Novella) из Йельского университета (США) добавляет, что "длительные и гораздо более масштабные наблюдения за влиянием излучения сотовых телефонов на здоровье человека, а не крыс, не смогли зафиксировать связи между раком и излучением трубок. Более того, за последние 20 лет частота заболеваемости раком мозга не выросла, несмотря на взрывообразный рост популярности телефонов и смартфонов. Поэтому, никакого реального эффекта здесь нет".

По его словам, в данном исследовании есть серьезные методологические ошибки – к примеру, его авторы не заметили того, что подопытные крысы постоянно теряли вес во время беременности, что может указывать на проблемы с их здоровьем. Кроме того, представленные ими же данные показывают, что увеличение в силе облучения не приводило к росту числа опухолей, что является крайне странным феноменом. Сюда же относится и факт, что опухоли были найдены только в сердце и в мозге, несмотря на то, что облучению подвергалось все тело животных.

Мобильный телефон
Онколог призвал ВОЗ исключить мобильные телефоны из списка причин рака

Аналогичные идеи выразил чешский физик Любош Мотль – он заявил, что "авторы статьи не умеют пользоваться простейшим математическим аппаратом",  и отметил, что простейшие статистические расчеты показывают, что статистическая значимость открытия не превышает 1-сигма, чего явно недостаточно для того, чтобы прочертить линию между влиянием излучения телефонов и формированием опухолей.

По его словам, если бы авторы этого исследования вели его добросовестно, то такой результат заставил бы их проверить, как организм животных отреагирует на гораздо более высокие дозы радиоволн – Мотль предлагает повысить силу излучения в 10-20 раз. То, что они этого не сделали, говорит в пользу того, как считает исследователь, что участники NTP были больше заинтересованы в развязывании паники в СМИ и получении новых грантов, чем в ведении настоящей науки.