Генетики признали идиш славянским языком и нашли его родину в Иране

Определить "место рождения" идиша, который является наречием евреев-ашкеназов, ученые смогли благодаря сравнению ДНК сотен людей и особой системе "генетической GPS". Ранее считалось, что этот язык появился в Германии.

МОСКВА, 21 апр – РИА Новости. Сравнение ДНК нескольких сотен людей и особая система "генетической GPS" помогла ученым найти место, где родился идиш, язык евреев-ашкеназов, – не в Германии, как считалось ранее, а на территории современного Ирана, говорится в статье, опубликованной в журнале Genome Biology and Evolution.

"Язык, география и генетика тесно переплетены между собой. Используя "генетический GPS" для анализа ДНК носителей идиша и других людей, нам удалось найти то место, где это наречие родилось свыше тысячи лет назад – раскрыть то, о чем лингвисты спорят уже несколько десятилетий", — заявил Эран Эльхаик (Eran Elhaik) из университета Шеффилда (Великобритания).

Эльхаик и его коллеги разработали методику "конвертирования" генетических данных в географические координаты, которую они назвали GPS. Она опирается сразу на три источника данных – различия в структуре ДНК между представителями разных народов, характерные особенности в топонимах в тех регионах, где они могли жить или где они живут, а также на детали в их географии, способные препятствовать или способствовать миграциям и культурной изоляции.

Используя эту методику, ученые проанализировали почти четыре сотни геномов евреев-ашкеназов и шестьсот геномов людей других национальностей, используя генетические сходства между иудеями и неиудейскими народами для восстановления пути миграций ашкеназов и поиска их родины.

Как отмечает Эльхаик, сегодня большинство лингвистов и историков считают, опираясь на большое количество немецких слов, что родина этого еврейского народа находилась на территории Европы, в Германии или рядом с ней. Другие исследователи полагают, что ашкеназы могли появиться на территории Турции, мигрируя в сторону Европы через территории, заселенные славянскими народами, слова из чьих языков можно встретить в идише.

Иудаизм
Ученые: евреи-ашкенази по материнской линии происходят от европейцев

"Генетический GPS" показывает, что на самом деле родина идиша находится в третьем месте – на территории Ирана, в северной части Шелкового пути. Здесь, как рассказывают ученые, и сегодня проживают горские евреи, целый ряд деревень носит названия, похожие на слово "Ашкеназ".

У авторов статьи есть две версии того, чем является идиш – по одной из них он является секретным торговым языком на базе персидских и славянских слов, помогавшим ашкеназам удерживать монополию на Шелковом пути. Согласно второй теории, это чисто славянский язык, многие слова которого были заменены на их немецкие аналоги, но грамматика осталась прежней.

"Ашкеназы могли удерживать монополию на торговлю на Шелковом пути, изобретя идиш – секретный язык, который мало кто мог понимать и еще меньше – говорить на нем, кроме самих евреев. Наше открытие вполне укладывается в теорию о том, что идиш был построен на базе персидских, славянских и тюркских слов, и оно хорошо объясняет то, почему в идише есть 251 синоним к словам "купить" и "продать", — продолжает Эльхаик.

Как предполагают исследователи, носители идиша "забыли" свой первоначальный язык после того, как они мигрировали в Хазарию, и затем переместились в Европу, когда привычные торговые пути были разрушены в результате воин в Средней Азии. Там славянские слова начали постепенно замещаться выражениями и аналогами из немецкого языка, и идиш стал тем, чем он является сегодня, заключают ученые.