С Байконура отправится первая миссия РФ и ЕС для поиска жизни на Марсе

Запуск программы "ЭкзоМарс" (83)
РКН Протон с космическим аппаратом миссии ExoMars - 2016 на космодроме Байконур
Цели совместной миссии - поиск метана в атмосфере планеты, наличие которого могло бы подтвердить присутствие жизни на Марсе, а также проверка ключевых технологий для второй экспедиции ExoMars, намеченной на 2018 год.

БАЙКОНУР (Казахстан), 14 мар — РИА Новости, Александр Ковалев. Запуск первой в истории сотрудничества Евросоюза и России миссии для поиска жизни на Марсе ЕxoМars-2016 запланирован на 12.31 мск понедельника с космодрома Байконур на ракете-носителе "Протон-М".

"Основная задача миссии 2016 года — поиск доказательств наличия метана в атмосфере планеты, которые могли бы подтвердить всему миру присутствие жизни или активности в настоящем или прошлом Марса, а также проверить ключевые технологии для второй экспедиции ExoMars, намеченной на 2018 год", — сообщил РИА Новости представитель госкорпорации "Роскосмос".

Прямая трансляция пуска "Протон-М"

Миссия по поиску жизни

Ученые уверены, что метан распадается под влиянием ультрафиолетового солнечного излучения и может существовать примерно 300-600 лет, что очень недолго в геологических масштабах времени. Это означает, что газ, который присутствует на Марсе в настоящее время, не мог быть произведен 4,5 миллиарда лет назад, когда формировались планеты Солнечной системы, поэтому логично попробовать поискать на планете признаки жизни.

Проект дома на Марсе от команды Mars Terrain Intelligence Collaborative
Российские эксперты обсудили задачи и перспективы исследований Марса
Известно, что более 90% метана на Земле вырабатывается живыми организмами. Недавно этот газ был зарегистрирован в районах Марса, прилегающих к северному полушарию, что вызывает у ученых большой интерес, так как он вполне может быть биологического происхождения. Доказано, что на Земле существуют бактерии вида methanogenes, способные производить метан в результате метаболизма глубоко под поверхностью. Ученые предполагают, что ниже слоя вечной мерзлоты на Марсе похожие бактерии тоже вполне способны выжить и произвести метан.

Вместе с тем, у специалистов имеются и другие логичные объяснения присутствия метана. Альтернативная точка зрения состоит в том, что марсианский метан — геологического происхождения и мог получиться вследствие окисления железа, как это происходит на Земле рядом с горячими источниками или около активных вулканов. Обе эти теории имеют право на жизнь и могут быть проверены в ходе двух миссий ExoMars.

"Благодаря реализации второго этапа миссии ExoMars в 2018 году у Европы и России может впервые появиться возможность пробурить почву Марса на два метра в глубину", — уточнил в этой связи глава постоянного представительства Европейского космического агентства (ЕКА) в России Рене Пишель.

Российский вклад

Институт космических исследований (ИКИ) РАН — один из основных создателей уникального спектрометрического комплекса Atmospheric Chemistry Suite (ACS) для изучения химического состава марсианской атмосферы с орбитального аппарата TGO. Научный руководитель комплекса — Олег Кораблев, руководитель отдела физики планет ИКИ РАН.

Комплекс включает в себя четыре прибора: первый из них — Фурье — спектрометр для мониторинга трехмерных полей температуры, в том числе на разных высотах, аэрозолей, картирования и детектирования малых составляющих атмосферы.

Заведующий лабораторией космической гамма-спектроскопии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов
НАСА наградило российских ученых за прибор ДАН на марсоходе Curiosity
Второй прибор представляет собой Эшелле-спектрометр ближнего инфракрасного диапазона и предназначен для мониторинга вертикальных профилей угарного газа и водяного пара, исследования дневного свечения молекулярного кислорода, а также поиска ночных свечений, вызываемых фотохимическими процессами в атмосфере Марса.

Еще один Эшелле-спектрометр среднего инфракрасного диапазона потребовался для измерения метана, отношения дейтерия к водороду, поиска малых составляющих атмосферы и исследования аэрозолей Красной планеты. Четвертый прибор представляет собой сложный блок электроники для сбора научной информации и связи с космическим аппаратом.

Кроме того, на TGO смонтирован российский нейтронный детектор FREND (Fine Resolution Epithermal Neutron Detector), включающий в себя дозиметрический модуль. Разработчики комплекса — сотрудники Института космических исследований и технологий Болгарской академии наук. Научный руководитель проекта — Игорь Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии ИКИ РАН.

Прибор предназначен для изучения глобального распределения водяного льда в верхнем слое грунта Марса и радиационной обстановки на орбите. Детектор продолжит исследования, начатые российским прибором ХЕНД на борту аппарата "Марс Одиссей" (Mars Odyssey, NASA), но с более высоким пространственным разрешением.

Программа полета к Красной планете

Согласно расчетам баллистиков, первая фаза миссии займет примерно семь месяцев, и прибыть к Марсу удастся в середине октября. За три дня до вхождения в атмосферу Марса спускаемый модуль Schiaparelli самоизвлечется из орбитального аппарата Orbiter, после чего начнет снижение на поверхность Красной планеты. По расчетам, скорость его вхождения в атмосферу Марса составит около 21 тысячи километров в час. Замедление будет происходить за счет торможения в атмосфере и последующего выброса парашюта, работающего в паре с системой подруливания до самой посадки на поверхность планеты.

Снимок с Марса. Архивное фото
Комаров: до полета на Марс Россия намерена построить базу на Луне
С момента отделения до приземления модуль будет поддерживать связь через орбитальный аппарат. ExoMars Orbiter будет сначала вращаться по эллиптической орбите вокруг Марса, а затем, пройдя сквозь атмосферу, перейдет на круговую орбиту высотой около 400 километров для изучения газового состава планеты.

Соглашение о сотрудничестве в области исследования Марса и других тел Солнечной системы робототехническими средствами было подписано между Роскосмосом и Европейским космическим агентством (ЕSA) 14 марта 2013 года. Соглашение закрепляет участие России в ExoMars и подразумевает дальнейшие возможные проекты в области исследований Юпитера и Луны.

Соглашение предусматривает полноправное участие российских ученых и инженеров во всех международных научных и техническим группах, которые создаются в рамках ExoMars, а также равные права российских и европейских участников проекта на научные данные. Россия участвует в выведении аппаратов в космос и в научной программе обоих этапов проекта. В России также будет создан объединенный с ESA наземный научный комплекс проекта ExoMars для приема и обработки научной информации.

21 пользователь оставили 28 комментариев
  • Хоть одно умное решение ЕС.Если бы все средства на вооружение в мире вложили на развитие исследования космоса,то выходные проводили бы в соседней галактике.
    14.03.2016
  • Лучше бы Антарктиду плотнее исследовали пока не растаяла, там загадок больше чем на Марсе.
    14.03.2016
  • windas, в тебе есть хоть малая доля оптимизма, юмора и чего-то светлого, а?
    14.03.2016
  • solodkii.n в ответ пользователю Michail Fresko(показатьскрыть)
    Michail Fresko, ... после чего напустили метану в воздух и улетели.
    14.03.2016
  • Беззастенчиво тратят миллиарды на поиски того, чему даже не смогли до сих пор дать определение. А между тем 13 лет назад опубликовано в платном журнале что такое жизнь. Но в официальный научный журнал прорваться не возможно.
    Жизнь - результат квантовой физики.

Жизнь - это не химия. Жизнь-это квантовая физика. Жизнь это движение квантов энергии внутри молекул, а не устройство самих молекул.
    Жизнь - чисто квантовый феномен, никаких Марсов, коацерватов, белков, биогенов, мембран, каталитических матриц алюмосиликатов, липидных клеток, никакой химии, никаких РНК, ДНК, и прочего. Жизнь возникает в каждой луже под лучами Солнца. Поглощение фотона ДЛИННОЙ МОЛЕКУЛОЙ, перемалывание фотона внутри молекулы, вибрационные выстрелы тепловых квантов, и образование самодвижущейся молекулы. Самодвижущиеся молекулы - это живые молекулы. Они выходят из под законов химической кинетики и начинают собственную эволюцию.
    Жизнь под лучами Солнца возникает ежесекундно в миллиардах мест каждой лужи.
    Всё остальное - космос, панспермия, спутники Сатурна и Юпитера, Марс, океанские глубины, метеориты, волновая генетика и прочее - ложь и провокация.
    14.03.2016
  • Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, сие науке неизвестно. А в Щитниково до сих пор газ не провели, дровами топят...))
    14.03.2016
  • нафиг нам эта пустыня?
    14.03.2016
  • Хоть какая-то хорошая новость, всё-таки с Россией сотрудничают, давай-те не будем вспоминать убогих в комментариях к этой статье.
    14.03.2016
  • почему головной обтекатель ракеты не покрашен?
    ох уж эти европейцы, на краске сэкономили
    14.03.2016
  • Нам бы сначала на Земле разобраться, а не космос исследовать.
    14.03.2016
  • Дмитрий БРИЗЗ, они все сожрали!
    А, что не смогли, то поднадкусывали..))
    14.03.2016
  • Вот чем нужно заниматься а не санкциями и войнами. Доказывать что пуп земли находится на западе а остальные так себе - это идиотизм. а вот доказать самим себе (землянам и не важно белый ты или черный), что мы можем полететь не только на марс а в любую точку космоса это офигенно.
    14.03.2016
  • Владимир Алексеев, а может не надо, загадят.
    14.03.2016
  • Ура! Я просто рад за науку, за прогресс, за Россию. Все делают правильно! Молодцы!
    14.03.2016
  • Может никто и не полетел, просто голову нам всем морочат. Я в этой жизни уже ничему особо не удивляюсь.
    14.03.2016
  • Главная задача долететь. Найдут метан и что дальше? Странные задачи. А погонять по марсу не тянем?
    14.03.2016
  • Дмитрий БРИЗЗ, Если все будут дружить, то кому оружие продавать и куда армии девать. Ну уж нет
    14.03.2016
  • Пока США не доберутся до Марса, там жизнь будет.
    А как доберутся - начнут и там свои разноцветные революции мутить :)
    14.03.2016
  • Michail Fresko, ну... это в их стиле как раз!
    14.03.2016
  • Не ко времени эти огромные затраты, т.к. народ в России живет бедно.. А как к "марсианам" лететь - деньги на это есть. К тому же, эти деньги могут вылететь просто в "свисток".
    14.03.2016
  • С таким правительством не на Марсе жизнь искать надо, а остатки еле теплящейся жизни в глубинке России.
    14.03.2016