Ученые нашли микроб, который препятствует развитию кариеса

© Fotolia / RidoЖенщина на приеме у зубного врачаЖенщина на приеме у зубного врача
Микробиологи из университета Флориды открыли микробы, которые самостоятельно борются с разрушением зубов. В будущем культуры этих микробов можно будет использовать для профилактики кариеса.

МОСКВА, 11 мар – РИА Новости. Биологи из США открыли в микрофлоре рта человека необычных микробов, которые играют роль своеобразных "дворников" и которых в будущем можно будет использовать для защиты зубов от кариеса и роста кариозных бактерий, говорится в статье, опубликованной в журнале Applied and Environmental Microbiology.

"Эти бактерии, разлагающие аргинин и другие кислоты, могут стать "мишенью" для терапий, подобных пробиотикам для микрофлоры кишечника. Мы можем ввести пробиотик в организм здорового ребенка или взрослого человека, которые предрасположены к развитию кариеса. И защитить их от разрушения зубов, способствуя росту данных микроорганизмов", — заявил Роберт Берн (Robert Burne) из университета Флориды (США).

Берн и его коллеги выяснили, что в микрофлоре рта человека обитает необычный штамм стрептококков, который одновременно играет роль "дворников" и "полицейских" нашей ротовой полости, изучая бляшки зубного камня на зубах у нескольких людей, не страдавших от кариеса несмотря на полное несоблюдение гигиены рта.

Как объясняют биологи, кариес появляется на поверхности наших зубов благодаря жизнедеятельности другого стрептококка — Streptococcus mutans, который выделяет большие количества кислот в слюну и на поверхность зубов.

Повышение кислотности слюны приводит к тому, что "цемент", склеивающий зерна эмали друг с другом, постепенно разъедается, и в возникающих в результате этого микротрещинах поселяются новые колонии бактерий, чье появление ускоряет процесс разрушения зуба и приводит к формированию кариозной полости.

Улыбка. Архив
"Переваренное" кокосовое масло может защитить зубы от кариеса

Авторы статьи обнаружили, что другой стрептококк, который пока носит условное название "А12", мешает размножению Streptococcus mutans и выделению ими аргинина. Как показали эксперименты на культурах этих микробов, А12 выделяет в окружающую среду большие количества перекиси водорода и ряда особых ферментов, которые блокируют работу критически важных "конвейеров" по производству белков в кариозных микробах.

Вдобавок к этому, эти полезные бактерии нормализуют кислотно-щелочной баланс, разлагая молекулы мочевины и аминокислоты аргинина, содержащиеся в слюне, на углекислоту и аммиак. В свою очередь, аммиак соединяется с молекулами кислот и нейтрализует их, что дополнительно улучшает состояние ротовой полости и зубов.

Как полагают ученые, дальнейшее изучение А12 поможет нам понять, как можно стимулировать рост этих микробов и заставлять их активнее подавлять Streptococcus mutans и других кариозных бактерий. В будущем, мечтает Берн, человечество сможет бороться с кариесом, при помощи простых пилюль с культурами А12 или стимуляторами их роста.