Биологи открыли бактерии, способные пожирать "бутылочный" пластик

Визуализация биопленки на модели человеческой руки, показывающая, как размножаются бактерии (в 400-кратном увеличении), пережившие даже антимикробную обработку
Биологи из Японии открыли необычных микробов, способных полностью разлагать пластики, и извлекли из них ферменты, отвечающие за это действие.

МОСКВА, 11 мар – РИА Новости. Японские молекулярные биологи открыли необычную бактерию, которая умеет "есть" лавсан и другие виды пластика, и извлекли из них ферменты, отвечающие за разложение этих полимеров, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Каждый год на свалки Земли попадает примерно 300 миллионов тонн пластикового мусора, большая часть которого не разлагается почвенными микробами и остается в почти нетронутом виде на протяжении десятков и даже сотен лет. Многие частицы пластика оказываются в водах мирового океана, где они попадают в желудки рыб и птиц и часто становятся причиной их гибели.

Кендзи Миямото (Kenji Miyamoto) из университета Кейо в Йокогаме (Япония) и его коллеги нашли способ уничтожить весомую часть этой "мусорной кучи", изучая то, как различные сообщества бактерий реагируют на присутствие полиэтилентерфталата (PET). Этот термопластик, также известный как лавсан, применяется при изготовлении пластиковых бутылок, одежды, кинопленки и прочих носителей информации. На долю PET приходится шестая часть всего пластикового мусора на Земле.

В ходе исследований ученые совершили несколько походов на природу, где им удалось найти и извлечь более 250 фрагментов пластикового мусора, часть которых несла на себе следы частичного разложения. Биологи проанализировали геномы бактерий, живших в почве рядом с этими частицами пластика, и попытались выделить среди них те, которые способны питаться PET. Для этого культуры микробов высадили на тонкие пленки из полимера.

Мучные черви внутри куска пенопласта
Ученые нашли гусениц, способных питаться полиэтиленом и пенопластом

Ученым улыбнулась удача – они обнаружили, что обычная почвенная бактерия Ideonella sakaiensis способна жить на стопроцентной "диете" из лавсана и разлагать его молекулы на воду и углекислый газ.

Ученые заинтересовались, как эта "пластикоядная" бактерия разлагает цепочки PET на одиночные звенья и поедает их. Для ответа на этот вопрос биологи проанализировали структуру ДНК микроба и выяснили, что за уничтожение пластика отвечают всего два фермента.

Первый — так называемая ПЭФаза — разлагает длинные звенья полимера на "кирпичики" из одной молекулы этиленгликоля и терефталевой кислоты еще до того, как пластик попадает в бактерию. Второй фермент, МГЭТ-гидролаза, разлагает эти звенья на этиленгликоль и терефталевую кислоту, которые затем используются микробом в его жизнедеятельности.

Процесс разложения пластика протекает достаточно медленно – бактерии "доели" пленку, которую им предложили ученые, только через шесть недель после начала эксперимента. Но учитывая то, что подобный пластиковый мусор "живет" на свалках примерно по 70-100 лет, добавление колоний Ideonella sakaiensis в мусорные кучи может заметно ускорить его разложение. Кроме того, ученые предполагают, что для переработки и уничтожения пластика можно использовать и синтетические версии ферментов.

• заехал на свалку мусор выкинуть, а к утру панели приборов нет )
    11.03.2016
  • лишь бы лишнего не съели. А то со свалки доберутся до домов и машин - на закуску
    11.03.2016
  • Не нравится мне все это... Как бы нас потом не сожрали)
    11.03.2016
  • заехал на свалку мусор выкинуть, а к утру панели приборов нет )
    11.03.2016
  • Вот синтетическими, ИМХО, безопаснее.
    11.03.2016
  • Денис Сергеевич, это точно срочно запретить ! Сожрут все телик, комп, клавиатуру, как потом комментировать?
  • Вспомнился замечательный рассказ "Мутант 59"....... часть Сюжета

"Наблюдая за распространением заражения в метро, Джеррард понимает, что виной всему какой-то особый вид бактерий, который стал питаться пластмассой. (Попутно сообщается, что это действительно так — такой вид бактерий вывел у себя дома микробиолог Саймон Эйнсли, желая сделать выдающееся открытие и предоставить средство уничтожения пластикового мусора. Однако из-за неожиданной смерти учёного от инфаркта этот штамм — «мутант-59», т.е. 59-я разновидность выводимых им бактерий, — попал в канализацию, из-за чего оказался на свободе и стал пожирать пластмассу, постепенно приспосабливаясь и охватывая всё большие территории. Причём решающей пищей для их приспособления стала «саморазрушающаяся бутылка» из нового сорта пластика, разработанного в агентстве Креймера.) К тому же выводу приходят и сотруднки агентства Креймера, изучая образцы заражённой пластмассы под микроскопом. Сам же Креймер летит в США, чтобы сделать доклад о происходящем в НАСА и не допустить отмены выгодных контрактов; однако с ним на борт самолёта попадают бактерии и вскоре так разъедают все пластиковые части, что самолёт взрывается."
    11.03.2016
  • Изобретите бактерии для пожирания стекла, уж больно много осколков везде валяется
    11.03.2016
  • Вот и замаячил на горизонте конец пластиковой цивилизации
    11.03.2016
  • Был у кого-то рассказ, сейчас не вспомню у кого, что тоже доизобретались так. Начали с борьбы с сорняками а закончили тем, что пищу синтезируют, потому что сожрали сначала сорняки, потом все остальное.
    11.03.2016
  • Юлия в ответ пользователю alles_07(показатьскрыть)
    alles_07, не надо, а то потом придется окна фанерой забивать. И есть из металлической посуды - стекло и пластик сожрут.
    11.03.2016
  • Если не производить всякую пищевую отраву, то и свалок столько не надо будет
    11.03.2016
  • Интересно, когда они выведут бактерию, поедающую самих Японских молекулярных биологов ;-))
    11.03.2016
  • это все хорошо, только эта новость уже протухшая давно, а не свежая...Давно уже об этом сообщали...
    11.03.2016
  • Мне этот рассказик тоже вспомнился!
    11.03.2016
  • Отличная новость. Помнится ещё писали про личинок, поедающих пластик. Можно строить перерабатывающие заводы.
    11.03.2016
  • Лучше бы этот пластик опять в нефть перерабатывали.
    12.03.2016