Физики создали квантовый компьютер, разлагающий числа на множители

Так художник представил себе сверхстабильный кубит при комнатной температуре
Американские физики создали первый в мире масштабируемый квантовый компьютер, способный разлагать числа на простые множители, масштабы которого можно легко и произвольно расширять или уменьшать, что открывает дорогу к взлому большинства систем шифрования.

МОСКВА, 3 мар – РИА Новости. Физики из МИТ создали квантовый компьютер из пяти атомов, способный разлагать числа на простые множители, масштабы которого можно легко и произвольно расширять или уменьшать, что открывает дорогу к взлому большинства систем шифрования, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Одно следствие этого открытия очевидно – если вы являетесь государством, вам, скорее всего, не стоит хранить и защищать свои секреты при помощи методик шифрования, опирающихся на разложение чисел на множители. Когда появятся первые подобные квантовые компьютеры, вы сможете раскрыть все старые секреты, зашифрованные подобным образом", — заявил Айзек Чуанг (Isaac Chuang) из Массачусетского технологического института (США).

Чуанг и его коллеги потенциально вбили первый гвоздь в крышку гроба RSA и других методик шифрования, опирающихся на невозможность разложения больших чисел на простые множители при помощи обычных компьютеров, создав необычный квантовый компьютер из всего пяти атомов, размеры которого можно произвольным и простым образом менять.

По своей сути он представляет собой новую реализацию так называемого алгоритма Шора – первого в истории науки способа факторизации чисел, придуманного программистом Питером Шором специально для квантовых компьютеров  в 1994 году.

За минувшие 20 лет физики и инженеры представили несколько реализаций этого алгоритма, которые обладали одной общей проблемой. Они были рассчитаны на разложение конкретных чисел или даже одного числа на множители и их нельзя была масштабировать – увеличивать или уменьшать число кубитов, ячеек квантовой памяти, в которой производились вычисления.

Двойной кубит, созданный австралийскими учеными
Физики успешно провели вычисления на кремниевом квантовом компьютере

"Когда в вашем компьютере становится слишком много атомов, она превращается в темный лес — отдельные атомы становится сложно отличать друг от друга и эффективно контролировать их. Проблема заключается в том, что в таких случаях атомы сложно изолировать друг от друга на протяжении времени, необходимого для осуществления всех операций алгоритма", — объясняет Чуанг.

Его научная команда нашла способ обойти эту проблему, используя особую "параллельную" версию алгоритма Шора, которая требует не 12, а всего пять кубитов для разложения числа 15 на простые множители. Она была придумана российским физиком Алексеем Китаевым, который сегодня работает в Калифорнийском технологическом институте и входит в консультативный совет Российского квантового центра.

Руководитель лаборатории сверхпроводящих метаматериалов НИТУ МИСиС профессор Алексей Устинов с коллегами
Физик: универсальный квантовый компьютер могут создать через 10 лет

Подобный подход,  а также особая ионная ловушка, удерживающая атомы-кубиты на месте, позволяют в принципе, по словам Чуанга, создавать квантовые "дешифраторы" практически неограниченных размеров.

Как отмечает ученый, экспериментальный прототип такой системы из пяти кубитов раскладывал число 15 на 5 и 3 с точностью, превышающей 99%, что говорит о том, что данная модификация алгоритма Шора действительно работает. По словам Чуанга, у данной системы нет никаких физических или иных ограничений на то, чтобы увеличить число кубитов и тем самым повысить максимальное число, которое можно разложить на простые множители.

• как всегда наши придумают а пендосы воруют что идеи что людей
    03.03.2016
  • как всегда наши придумают а пендосы воруют что идеи что людей
    03.03.2016
  • сергей суворов, в науке не бывает воровства, ибо на мысли нельзя оформить права собственности, а если и можно, то ни один настоящий учёный этого делать не будет. В таком случае, справедливости ради, не забудьте добавить, что и наши учёные "воровали" идеи у заграничных.
    04.03.2016
  • Maxim Chernov, ещё как бывает , промышленный шпионаж слыхали ?
    04.03.2016
  • Да собственно и наши хлеб даром не жуют - в прошлом году создан первый российский кубит, а значит и компьютер под него имеется. Наш квантовый центр молод ещё (создан в 2010 году), но есть чем похвастать. И вливания в него идут не слабо. Только за 2014 год свыше миллиарда рублей. Значит мы видим проблему и перспективу и не хотим упустить, как в случае с обычными компьютерами. Только особо не афишируют. Скорее всего и эта новость не прошла бы от янки, если бы они не были уверены об утечке. ну какой дурак признается, что может дешифровать что угодно...
    05.03.2016
  • Вообще то к подобным ученым предавшим родину не плохо бы повнимательней присмотреться. Оправдание типа "Наука принадлежит миру и не имеет границ" придумано либерало-ренигатами и прочими отщепенцами. Пора бы к подобным ученым принимать превентивные меры сохранения национальной безопасности...или я не прав?
    05.03.2016