Ученые: Млечный Путь умирает и превращается в "зомби"

© Фото : Xu et alНаша галактика оказалась похожа по своей форме не на плоский блин, а на гармошкуНаша галактика оказалась похожа по своей форме не на плоский блин, а на гармошку
Астрономы выяснили, что наша Галактика почти умерла примерно 9 миллиардов лет назад, однако затем загадочным образом ожила и превратилась в своеобразное космическое подобие "зомби", процессы звездообразования в котором почти прекратились.

МОСКВА, 3 мар – РИА Новости. Перепись населения среди пожилых звезд нашей Галактики показала, что она начала умирать примерно 9 миллиардов лет назад и сейчас находится в состоянии полуживого "зомби", процессы звездообразования в котором почти прекратились, говорится в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

В современной Вселенной существует два базовых подтипа галактик — синие спиральные галактики, в которых до сих пор активно идет звездообразование, и их красные эллиптические "кузины", где светила уже практически не рождаются. На сегодняшний день существует две основные гипотезы, объясняющие то, почему умирают галактики.

Первая постулирует, что в этом виноваты сверхмассивные черные дыры в их центрах, перемешивающие и разогревающие газы в "звездных яслях" и препятствующие поглощению новых "стройматериалов" для звезд. Вторая предполагает, что прекращение звездообразования происходит по той причине, что в галактику попадает все меньше и меньше холодного газа из межгалактической среды.

Одной из загадок в этом отношении, как заявляют Миша Хэйвуд (Misha Haywood) из Парижского университета Дени Дидро в Медоне (Франция) и его коллеги, выступало то, что происходит с нашей галактикой, Млечным Путем, центр которой скрыт от нас под толстым одеялом из пыли.

Для ответа на этот вопрос астрономы из коллаборации SDSS-III уже несколько лет участвуют в проекте APOGEE, нацеленном на изучение тех престарелых звезд, которые обитают в центре галактики под этой пылевой "шубой", внутри сверхплотного ядра Млечного Пути, которое астрономы называют "перемычкой" или балджем.

Фотографии одной и той же галактики, полученные разными телескопами
Астрономы выяснили, с какой скоростью сейчас умирает Вселенная

Изучив спектр и химический состав свыше 10 тысяч престарелых звезд, изученных в рамках APOGEE, авторы статьи пришли к выводу, что в далеком прошлом Млечный Путь производил намного больше звезд, чем сегодня.

Фактически, как показывают их расчеты, наша галактика умерла где-то в промежутке между 10 и 8,5 миллиардами лет назад, когда скорость звездообразования в ней упала более чем в 10 раз, в некоторый момент фактически упав до нуля, а затем загадочным образом восстановившись до низких и стабильно падающих значений.

Это открытие не принесло ясности в теории жизни и смерти галактик, а сделало их еще более запутанными – в ту эпоху Млечный Путь еще обладал крупными запасами звездных "стройматериалов", и черная дыра в его центре вряд ли была намного активнее, чем сегодня.

Как полагает Хэйвуд и его коллеги, смерть Галактики и ее превращение в "зомби" были связаны с формированием самой перемычки – резкое падение в "рождаемости" звезд совпадает по времени с тем моментом, когда плотный "комок" из звезд и прочих объектов в центре Млечного Пути приобрел почти современные формы. Вероятно, его рождение перестроило структуру всей галактики в целом, "взболтало" и перемешало все почти запасы холодного газа в ней, сделав его непригодным для рождения новых звезд.

Схема угасания звездообразования в эллиптических галактиках
Астрономы выяснили, как умирали крупнейшие галактики Вселенной

Еще более загадочным является то, почему Млечный Путь в таком случае не превратился в так называемую "линзовидную" галактику – спиральную "кузину" мертвых эллиптических галактик. Как отмечают ученые, причиной этого вряд ли мог выступать свежий газ из межгалактической среды, так как его приток сделал бы химический состав новых звезд совершенно иным после "воскрешения" Галактики.

По мнению Хэйвуда, Млечный путь наполовину ожил в результате того, что "взболтанный" газ постепенно остановился и охладился в результате столкновений крупных облаков газа на периферии галактики. Доказательств этого, как признает ученый, пока нет, однако расчеты показывают, что такой сценарий был вполне вероятен и что он укладывается в данные наблюдений APOGEE.