Ученые поняли, почему жирная пища ускоряет развитие рака прямой кишки

© Fotolia / Stephan MorroschВрач заполняет документыВрач заполняет документы
Генетики раскрыли причину того, почему поедание жирной пищи и мяса ускоряет развитие рака кишечника - оказалось, что жир и калории стимулируют рост стволовых клеток в прямой кишке, что ускоряет накопление мутаций в них и их превращение в полипы и опухоли.

МОСКВА, 3 мар – РИА Новости. Жирная пища ускоряет развитие рака прямой кишки и ряда других опухолей по той причине, что жир способствует росту и делению стволовых клеток кишечника, часть из которых впоследствии образует раковые опухоли, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Жирная пища не только меняет метаболизм и работу стволовых клеток, но и она меняет то, как ведут себя нормальные клетки кишечника, что в совокупности ведет к увеличению риска приобрести злокачественную опухоль. Это происходит отчасти по той причине, что жирная пища заставляет нормальные клетки приобретать некоторые свойства их стволовых "кузин",  что делает их потенциальными источниками рака", — заявил Омер Илмаз (Omer Yilmaz) из Массачусетского технологического института (США).

Илмаз и его коллеги пришли к такому выводу, и нашли ген и гормон, потенциально отвечающий за подобное поведение клеток кишечника, наблюдая за теми процессами, которые происходили в организме мышей, питавшихся высококалорийной пищей.

Как объясняют ученые, исследования последних лет показывают, что тучные люди и люди, поедающие много жирной и высококалорийной пищи, чаще страдают от рака прямой кишки и других видов злокачественных опухолей желудочно-кишечного тракта.

Все эти виды рака, в свою очередь, возникают в результате мутаций в стволовых клетках, выстилающих эпителий кишечника и постоянно обновляющих его поверхность. Относительно недавно Илмаз и несколько других ученых провели опыты, которые показали, что численность и активность этих клеток зависит от диеты человека или животного –  к примеру, ограничение рациона понижало число стволовых клеток в кишечнике мышей.

В Японии разрабатывают лекарство против раковых стволовых клеток

Обе эти вещи натолкнули авторов статьи на мысль о том, что повышенная уязвимость полных людей и гурманов к раку прямой кишки может быть связана с тем, как жирная пища влияет на поведение стволовых клеток. Они проверили эту теорию на мышах, чей рацион состоял на 60% из жира.

Как показали эти наблюдения, жирная пища действительно очень сильно влияет на работу стволовых клеток кишечника, стимулируя их рост и размножение, что должно само по себе увеличивать шансы на развитие рака. На этом ее влияние на жизнь клеток пищеварительной системы не заканчивалось – оказалось, что жирная еда заставляет "нормальные" клетки кишечника "вспомнить детство" и превратиться обратно в некое подобие стволовых клеток.

Мужчина пьет таблетку
Ученые: регулярный прием аспирина снижает риск рака кишечника

Изучив содержимое этих клеток, Илмаз и его коллеги нашли виновника всех этих трансформаций – ген и связанный с ним рецептор PPAR-дельта, реагирующий на присутствие жирных кислот и жира в окружающей клетку среде. Его добавление в рацион мышей, питавшихся нормальной пищей, приводило к развитию аналогичных эффектов и ускоренному формированию полипов в прямой кишке грызунов.

Сейчас биологи пытаются понять, как можно подавить подобную реакцию и изучают работу других генов, которые могут быть связаны с развитием рака. В конечном итоге, как надеется Илмаз, это приведет к открытию способов уничтожения и подавления рака прямой кишки, который сегодня является третьей по распространенности формой рака в мире.