Ученые нашли повторный всплеск загадочного "радиосигнала инопланетян"

© NAIC-AreciboРадиоастрономическая обсерватория АресибоРадиоастрономическая обсерватория Аресибо
Необычные космические радиовспышки, которые одно время принимали за "сигналы инопланетян", стали еще загадочнее - оказалось, что они носят не одиночный, а повторяющийся характер.

МОСКВА, 1 мар – РИА Новости. Загадочные радио-вспышки, источник которых был недавно найден в далекой галактике, стали еще таинственнее – астрономы зафиксировали повтор одного из этих "сигналов инопланетян", что ставит под сомнение теорию об их "одноразовом" характере, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Впервые о существовании таинственных вспышек радиоизлучения (fast radio-burst, FRB) астрономы заговорили в 2007 году, когда они были случайно открыты во время наблюдений за радиопульсарами при помощи телескопа Паркс (Австралия).

В последующие годы ученым удалось найти следы еще девяти подобных всплесков, сравнение которых показало, что они могут носить искусственное происхождение и даже потенциально быть сигналами внеземных цивилизаций из-за необъяснимой периодичности в их структуре.

Буквально неделю назад ученые выяснили, что источником одной из таких FRB-вспышек была эллиптическая галактика, расположенная в 6 миллиардах световых лет от Млечного Пути, что заставило их заключить, что подобные всплески рождаются в ходе слияния нейтронных звезд или других компактных объектов, превращающихся в черную дыру.

Пауль Шольц (Paul Scholz) из университета Макгилла (Канада) и его коллеги крайне неожиданно обнаружили, что это скорее всего не так, открыв следы того, что одна из самых первых найденных вспышек, всплеск FRB 121102, повторно возникла в той же точке в созвездии Возничего, где она была найдена телескопом Паркс 4 года назад.

В ноябре 2015 года Шольц анализировал данные, которые 300-метровый телескоп Аресибо в Пуэрто Рико собирал в ходе поисков новых пульсаров и FRB-вспышек минувшим летом. Изучая собранную им информацию, астроном с удивлением обнаружил "двойника" FRB 121102, обладавшего той же мощностью, продолжительностью и другими параметрами.

64-метровая антенна радиотелескопа Паркса в Австралии
Астрофизики раскрыли секрет загадочных радиосигналов "инопланетян"

По словам ученого, он изначально не поверил в то, что он увидел, и продолжил наблюдения. Впоследствии астроному удалось найти еще около дюжины подобных вспышек в той же точке, что заставило его серьезнее отнестись к этому открытию, которое переворачивает представления о сути FRB-вспышек.

До этого дня ученые ни разу не фиксировали повторных быстрых радиовсплесков, что заставляло их считать, что они носят "одноразовый" характер. Открытие Шольца и его коллег говорит о том, что их источником являются какие-то периодические космические явления, самым очевидным из которых являются магнетары – молодые нейтронные звезды со сверхмощным магнитным полем, порождающие мощные вспышки радиоизлучения.

Антенна 64-метрового радиотелескопа Паркс в Австралии
Астрономы вычислили расстояние до источника "сигналов инопланетян"

С другой стороны, наблюдения за более "свежей" FRB-вспышкой, о которых астрономы рассказали на прошлой неделе, говорят об их "одноразовом" характере. Это ставит учеными перед дилеммой – или существует два механизма, порождающих почти неотличимые друг от друга вспышки, или что одна из двух теорий и интерпретаций наблюдений не соответствует действительности.

Как подчеркивает Шольц, его открытие не опровергает внегалактической природы этих вспышек – "разброс" во времени прибытия радиосигнала на разных длинах волн у "копий" FRB 121102 был гораздо больше, чем максимально допустимые значения для вспышек магнетаров или пульсаров в пределах нашей Галактики.

Сейчас ученые пытаются заручиться поддержкой других радиоастрономов и радиообсерваторий, которые они планируют объединить в единую виртуальную "тарелку" для поисков галактики, где возникают вспышки FRB 121102. Ее открытие, как заключают авторы статьи, критически важно для определения того, какая из теорий о природе FRB-вспышек является верной.