Ученые создали трансгенных свиней, устойчивых к африканской чуме

Молекулярные биологи из Шотландии заявили о создании новой породы свиней, в чем геном встроена защита от африканской чумы – смертельно опасного для этих животных заболевания, чья эпидемия в России и в других странах Европы уничтожила уже сотни тысяч животных

МОСКВА, 25 фев – РИА Новости. Шотландские генетики создали новую породу трансгенных свиней, в чей геном они встроили защиту от африканской чумы – смертельно опасного для этих животных заболевания, чья эпидемия в России  и в других странах Европы уничтожила уже сотни тысяч животных, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Африканская чума (АЧС) — высоко заразная вирусная болезнь свиней, уничтожающая примерно около двух третей из зараженных этим патогеном животных. Впервые зарегистрирована в 1903 году в Южной Африке. Относится к списку A (особо опасных) согласно Международной классификации заразных болезней животных. Опасности для человека не представляет, но наносит большой экономический ущерб.

Вирус АЧС, как рассказывают Брюс Уайтло (Bruce Whitelaw) из университета Эдинбурга (Шотландия) и его коллеги, крайне сложно уничтожить после его проникновения в фермерское хозяйство, из-за чего большинство фермеров и органы надзора предпочитают не рисковать, и уничтожают все поголовье свиней, что еще больше усугубляет урон для экономики.

Как отмечают ученые, данный патоген разносится между хозяйствами не домашними, а дикими животными, многие из которых выработали некое подобие естественного иммунитета к АЧС, заражение которой крайне редко приводит к их немедленной и массовой гибели, как это происходит с свиньями на ферме.

Дикий кабан, архивное фото
Отстрел диких кабанов начнут в Калининградской области из-за АЧС

Уайтло и его коллеги заинтересовались этим, и они сравнили структуру генов, связанных с врожденным иммунитетом к вирусам, у обычных свиней (Sus scrofa) и их диких родичей- африканских кабанов-бородавочников (Phacochoerus africanus).

Как показало это сравнение, бородавочники защищены от чумы геном RELA, который всего на пять "букв"-нуклеотидов отличается от того, как устроена аналогичная часть ДНК у обычных свиней. Ориентируясь на этот факт, ученые заменили эти пять "букв" в геноме домашних свиней и успешно вырастили новую породу трансгенных животных, обладавших "кабаньей" версией RELA.

Годовалая Лейла, избавленная от лейкемии при помощи генной терапии
Ученые: генная терапия впервые вылечила годовалую девочку от лейкемии

Данная операция была произведена при помощи так называемых "цинковых пальцев" – относительно устаревшей, но проверенной методики редактирования отдельных "букв" в ДНК. По словам исследователей, их свиньи являются первым примером живых существ, ген которых был полностью заменен на аналогичную часть генома другого вида животных таким образом.

Сейчас авторы статьи планируют начать эксперименты, в рамках которых они оценят, насколько подобная замена скажется на способности свиней сопротивляться вирусу АЧС. Если эти опыты пройдут удачно, то ученые предложат фермерам проверить их устойчивость на практике, в условиях крупных или небольших животноводческих ферм.