Ученые: переворот полюсов Земли вызвал вымирание 550 млн лет назад

Так художник представил себе жизнь на Земле в докембрийскую эпоху
Минералы с Урала помогли зарубежным геологам раскрыть тайну первого массового вымирания в истории Земли, котроео произошло 550 миллионов лет назад благодаря серии быстрых переворотов магнитной оси планеты.

МОСКВА, 18 фев – РИА Новости. Серия быстрых переворотов магнитной оси Земли примерно 550 миллионов лет назад лишило планету озонового слоя, что привело к ее "бомбардировке" ультрафиолетом и вымиранию причудливой фауны докембрия и ее замене современными формами жизни, говорится в статье, опубликованной в журнале Gondwana Research.

До так называемого "кембрийского взрыва жизни", во время эдиакарского периода, океаны земли были заполнены причудливыми формами жизни, аналогов и родичей которых сегодня не существует. Примерно 550-540 миллионов лет назад эти многоклеточные существа загадочным образом исчезли, что ознаменовало собой первое массовое вымирание в истории Земли.

Джозеф Меерт (Joseph Meert) из униерситета Флориды в Гейнсвилле (США) и его коллеги раскрыли причину этого вымирания, изучая образцы пород эдиакарского периода, добытые на территории Уральских гор. В ту эпоху Урал еще не существовал – эти горы возникли лишь во время пермского периода, и его породы только начали формироваться во время эдиакара, постепенно поднимаясь из глубин мантии и застывая.

Так художник представил себе жизнь на Земле в докембрийскую эпоху
Древнейшие предки человека обладали щупальцами, доказали ученые из МГУ

Как объясняют геологи, когда горные породы застывают, атомы железа, содержащиеся в них, записывают в себя информацию о том, в какую сторону было направлено магнитное поле Земли и какой силой оно обладало. Это позволяет, изучая намагниченность тонких срезов древних пород, определить то, как менялось положение магнитной оси и сила "магнитного щита" Земли с течением времени.

Изучая эдиакарские отложения на Урале, Меерт и его коллеги обнаружили, что в ту эпоху перевороты магнитной оси случались примерно в 20 раз чаще, чем сегодня и в более поздние исторические эпохи. Такие перевороты, по словам исследователей, случались примерно каждые 10 тысяч лет во время эдиакарского вымирания.

Хижины африканских племен из ЮАР
Геологи нашли в ЮАР возможный центр "переворота" магнитного поля Земли

В результате этого, как показывают расчеты авторов статьи, озоновый слой, защищающий нас от ультрафиолета, периодически становился беззащитным и разрушался под действием космических лучей. В результате этого толщина озонового слоя упала на 40%, и на Землю стало попадать примерно в два раза больше ультрафиолета.

Это привело к двум вещам – массовой гибели эдиакарской фауны, которая в целом вела малоподвижный или сидячий образ жизни, а также к бурной эволюции животных и появлению главной новации кембрия – глаз, помогавшим жителям первичного океана перемещаться в более темные уголки дна, менее подверженные действию ультрафиолета. Аналогичным образом могли развиться раковины и другие твердые оболочки, защищавшие тело кембрийских животных от радиации.

В ближайшее время группа Меерта отправится в экспедиции в другие уголки Земли, где ученые проверят, действительно ли магнитная ось Земли часто меняла свое положение во время эдиакара.

• Давайте, всё ж, попробуем разобраться. Значит в результате метаморфоз "толщина озонового слоя упала на 40%, и на Землю стало попадать примерно в два раза больше ультрафиолета." и потому появились главные новации кембрия – глаз, да ещё и диковинные раковины у обитателей океана. Но ведь менее 20 см воды необходимо для двухкратного ослабления гамма излучения, т.е. вышесказанное действительно для водных жителей, которые плавают только на поверхности? -это и есть жители океана? )))
    18.02.2016
    18.02.2016
  • Когда это произойдет в следующий раз?
    19.02.2016
  • А как магнитные полюса могут поменяться? Откуда они вообще взялись?
    19.02.2016