Российские ученые совершили революционное открытие в нанофотонике

В одной из лабораторий Московского физико-технического института. Архивное фото
Исследователям впервые удалось произвести нанофотонные компоненты на основе меди, которые по своим характеристикам не уступают аналогам из золота.

МОСКВА, 18 фев – РИА Новости. Исследователи из Московского физико-технического института впервые экспериментально продемонстрировали, что нанофотонные компоненты на основе меди могут успешно работать в фотонных устройствах, ранее считалось, что необходимыми для этого свойствами обладают только компоненты на основе золота и серебра. Результаты исследования опубликованы в престижном научном журнале NanoLetters.

Революционное для фотоники и компьютеров будущего открытие сделали исследователи из лаборатории нанооптики и плазмоники центра наноразмерной оптоэлектроники МФТИ. Им впервые удалось произвести нанофотонные компоненты на основе меди, которые по своим характеристикам не уступают аналогам из золота. Примечательно, что медные компоненты были произведены учеными в рамках стандартного технологического процесса, используемого для производства большинства современных микросхем. Это означает, что именно медные нанофотонные компоненты смогут в самом ближайшем будущем стать основой для энергоэффективных источников излучения, сверхчувствительных сенсоров и датчиков, а также высокопроизводительных оптоэлектронных процессоров, работающих на нескольких тысячах ядер.

Уникальный материал для наноэлектронных устройств
Ученые создали уникальный материал для наноэлектронных устройств
Открытие было сделано в рамках так называемой нанофотоники – области, исследований, работающей в том числе над тем, чтобы заменить существующие в вычислительных устройствах компоненты на более совершенные за счет использования фотонов вместо электронов. Однако, в то время как основной компонент современной электроники, транзистор, может быть уменьшен до нескольких единиц нанометров, дифракция света ограничивает минимальные размеры фотонных компонентов величиной приблизительно равной длине волны света (порядка 1 микрометра). Несмотря на фундаментальность этого так называемого дифракционного предела, его возможно преодолеть используя металл-диэлектрические структуры и создать действительно наноразмерные фотонные компоненты. Во-первых, большинство металлов обладают отрицательной диэлектрической проницаемостью на оптических частотах, и свет не может в них распространяться, проникая на глубину всего лишь около 25 нанометров. Во-вторых, свет может быть преобразован в поверхностные плазмон-поляритоны, поверхностные волны распространяющиеся вдоль поверхности металла. Таким образом становится возможным перейти от привычной трехмерной к фактически двумерной фотонике на основе поверхностных плазмонов, известной как плазмоника, и управлять светом уже на масштабах порядка 100 нанометров, т.е. далеко за дифракционным пределом.

Ранее считалось, что для создания эффективных фотонных металл-диэлектрических наноструктур могут использоваться только два металла – золото и серебро, – в то время как все остальные металлы характеризуются настолько большим поглощением, что не могут быть альтернативой этим двум материалам. Однако на практике создавать компоненты на основе золота и серебра не представляется возможным, потому что оба металла, будучи "благородными", практически не вступают в химические реакции, а значит, из них крайне трудно, дорого и в большинстве случаев просто невозможно создавать наноструктуры – основу современной фотоники.

Исследователи из МФТИ нашли решение этой проблемы. На основании обобщения теории для так называемых плазмонных металлов они еще в 2012 году выяснили, что медь как оптический материал может не только составить конкуренцию золоту, но и превзойти его. В отличие от золота, медь можно довольно легко структурировать, использую жидкостное или плазменное травление, и создавать на ее основе наноразмерные компоненты, которые легко интегрируются в фотонные или электронные интегральные схемы на основе кремния.

Исследователям понадобилось более двух лет, чтобы закупить необходимое оборудование, разработать технологический процесс, изготовить образцы, провести множество независимых измерений и экспериментально подтвердить эту гипотезу. "В результате нам удалось создать медные чипы, оптические свойства которых ни в чем не уступают золотым аналогам, – приводит пресс-служба МФТИ слова лидера исследования Дмитрия Федянина. — Более того, мы добились этого в производственном цикле, совместимом с КМОП-технологией, которая является основой всех современных интегральных схем, включая микропроцессоры. Это своего рода революция в нанофотонике".

Эти исследования создают фундамент для начала практического использования медных нанофотонных и плазмонных компонентов, которые уже в ближайшем будущем будут использованы при создании светодиодов, нанолазеров, высокочувствительных сенсоров и датчиков для мобильных устройств, высокопроизводительных оптоэлектронных процессоров, насчитывающих до нескольких десятков тысяч ядер, для видеокарт, персональных компьютеров и суперкомпьютеров.

• Хорошая новость - из тех, которыми должны пестрить основные полосы ежедневных газет.
    18.02.2016
  • Реально круто. На старых технологических линиях 20 века делать продукцию 21-го
    18.02.2016
  • Ой молодцы!!!Молодцы,премию выдать незамедлительно!
    18.02.2016
  • Ну хоть золото станет немного дешевле, а то на бирже постоянно падает в цене в реале же изделия из золота как всегда очень дороги.
    18.02.2016
  • Патентовать срочно, пока не украли.
    18.02.2016
  • Браво российским алхимикам!!! Это реально круто!
    18.02.2016
  • более веротным следует признать использование оптических технологий для связи отдельных элементов микросхем. Предствьте себе сферу, на внутренней поверхности которой размазаны элементы. Световые лучи не мешают друг другу и элементы могут связываться с тысячами других одновременно без помех и ограничений, присущих современным материнским платам.
    18.02.2016
  • Отлично поработали, сделали прорыв которой в наше время так был необходим, только бы не стали затягивать с внедрением в производство. А то у нас любят положить прорывные технологии в долгий ящик.
  • Алхимия в действии!
    18.02.2016
  • Молодцы ученые. А РОСНАНО Чубайса и его команду поувольнять к едрене фене всех, т.к. толку от них никакого, а денег жуют и воруют - просто диву даемся.
    18.02.2016
  • Это в продолжение темы о фотонных компьютерах и фотонных радарах позволяющих уменьшить их размеры в разы или это та же тема .
    18.02.2016
  • отработать технологию и срочно в производство
    18.02.2016
  • Ну что? Матрица не за горами!)))
    18.02.2016
  • главное, чтобы опять кто-нито типа Интел патент не выкупил и под сукно не положил.
    18.02.2016
  • Что то так подробно расписали здесь, надеюсь хоть запатентовали?
  • ринат,
    вообще-то именно за это нужно номинировать на нобелевскую, а не за какие-то там гравитационные волны, т.к. от этого открытия реальная польза
    19.02.2016
  • Ну вот и медь вспомнили, что была дороже золота... Ждем контрактов... А без смеха - пора выходить на мировой рынок фотонными компами.
    19.02.2016
  • Теперь дело за малым - пустить в производство, а то все усилия будут зря. Вот теперь мы можем свои компьютеры делать. Давайте все дружно взялись и навалились. Вчера было рано, завтра будет поздно. Сейчаааас.
    19.02.2016
  • А где же наши Роснанотехнологии с Чубайсом, у которых денег столько, что их и девать некуда? Было бы справедливо, передать часть средств из Роснано в МФТИ.
    19.02.2016
  • И как же они обошлись бе Роснано и г-на Чубайса? Ах да, Чубайс занят раздачей денег Роснано своим подчиненным и по этой уважительной причине не может раздавать деньги каким-то ученым из Московского физико-технического института, которые занимаются неизвестно ему, Чубайсу, чем.
    19.02.2016
  • Жаль, что такие новости (а их немало) ныне остаются где-то на задворках новостных полос СМИ.
    19.02.2016
  • Ни хрена не понял, но Калина на фотонной тяге - это круто!!!
    20.02.2016