Гормон голода замедлил старение тела мышей, заявляют ученые

/
Ученые из Японии выяснили, что народное снадобье риккунсито, применяемое при болях в желудке, заставляет организм вырабатывать гормон голода грелин, который, в свою очередь, замедляет старение, действуя на ген и белок SIRT1.

МОСКВА, 2 фев – РИА Новости. Японские молекулярные биологи обнаружили, что стимуляция выработки грелина, одного из гормонов голода, замедлила старение тела, мозга и сосудов у мышей, евших риккунсито – популярное японское народное средство от болей в желудке, говорится в статье, опубликованной в журнале Molecular Psychiatry.

Эксперименты, проведенные на червях, мышах и ряде других животных еще в 60 годах прошлого века, показали, что снижение числа калорий в диете заметно продлевает животным жизнь. За последующие десятилетия биологи выделили десятки генов и гормонов, потенциально задействованных в этом феномене, однако ни одним из них так и не удалось научиться  пользоваться для продления жизни человека или этих же самых животных.

В последние годы, как рассказывает Акио Инуи (Akio Inui) из университета Кагосимы (Япония), особое внимание ученых начали привлекать два из них – гормон грелин, ассоциирующийся с чувством голода и насыщения, и ген SIRT1, связанный с этим веществом и реагирующей реакцией организма на стресс.

Как показали предыдущие эксперименты, "вставка" дополнительных копий SIRT1 в геном мышей заметно продлила им жизнь и замедлила старение мозга, но при этом ученым не удалось добиться такого эффекта, используя сам грелин. В лучшем случае удавалось совершить обратное – искусственно состарить мышь, заблокировав синтез грелина.

Мышь. Архив
Биологи искусственно состарили мышь, активировав гены старости

Относительно недавно Инуи и его коллеги обнаружили, что сборку молекул грелина в организме можно стимулировать при помощи народного японского средства риккунсито, изготовляемого из корней растения Atractylodes lancea. В этом снадобье содержится вещество атрактилодин, стимулирующее нервные клетки в кишечнике производить молекулы грелина.

Авторы статьи решили проверить, как регулярный прием риккунсито и атрактилодина может влиять на продолжительность жизни животных. Для этого они вырастили несколько мышей, в геноме которых присутствовали мутации, ускорявшие процесс старения, и проверили, сможет ли традиционное снадобье сдержать их дряхление, а также продлить жизнь грызунам из контрольной группы.

Здоровое питание
Ученые раскрыли белковые "корни" долголетия при низкокалорийной диете

Большинство из таких мышей умирает на 2-3 месяц жизни из-за дегенерации всех тканей тела, однако прием риккунсито заметно замедлил этот процесс, продлив им жизнь в среднем на 10-20 дней для одного набора генов, и на 100-200 дней – для другой "версии" ускоренного старения.

Аналогичная картина наблюдалась среди грызунов из контрольной группы, чья средняя продолжительность жизни была увеличена примерно на 40%. Все это происходило благодаря тому, что прием риккунсито или его активного вещества повышала активность SIRT1 примерно на 20-40%.

Ученые подчеркивают, что пока такие результаты были достигнуты только в опытах на грызунах, поэтому не стоит бежать в ближайший магазин японской кухни и традиционной медицины и закупаться риккунсито в промышленных объемах. Как часто бывает, результаты подобных экспериментов не подтверждаются в клинических испытаниях на добровольцах или в опытах на обезьянах, и поэтому стоит сначала дождаться их, чем пытаться продлить себе жизнь при помощи настойки Atractylodes lancea или других компонентов японского снадобья.

• Еще Поль Брег писал в своих трудах, что люди голодающие один день в неделю - имеют и здоровье крепче и моложе выглядят.
    03.02.2016
  • вовремя как , а вот почему-то при цене на нефть в 120$ за бочку таких новостей я не замечал ))))
    02.02.2016
  • Да, да, помню. В 90-е нам говорили, что сахар - белая смерть, икра рыб вредна, а мясо с хлебом — просто убийственное сочетание.
    Теперь запели, что голод жизнь продлевает. Ню-ню...
    Видимо, нужно готовиться к худшему.
    03.02.2016
  • Открыли ещё один способ борьбы с смертностью ! Помогает только сытым.
    04.02.2016