Ученые нашли планету, удаленную от звезды на триллион километров

© Фото : University of Hertfordshire / Neil CookТак художник представил себе планету 2MASS J2126Так художник представил себе планету 2MASS J2126
Астрономы из Великобритании выяснили, что недавно открытая "планета-изгой" не является одинокой: она оказалась спутницей небольшой звезды - красного карлика, вокруг которой она вращается на расстоянии в триллион километров.

МОСКВА, 26 янв – РИА Новости. Недавно открытая "планета-изгой" в созвездии Октанта оказалась не бездомной беглянкой, а относительно "обычной" планетой, вращающейся на рекордном расстоянии от светила – триллион километров, год на которой длится почти миллион лет, говорится в статье, опубликованной в журнале MNRAS.

"Это самая большая и "широкая" планетная система, и оба ее обитателя были известны нам более восьми лет. Никому не удавалось найти связи между ними. Оказалось, что эта планета не так одинока, как мы считали ранее, хотя она и крайне сильно удалена от звезды и связь между ними едва видна", — заявил Найалл Дикон (Niall Deacon) из Университета Хартфордшира (Великобритания).

Дикон и его коллеги уже несколько лет занимаются поиском "планет-изгоев" – небольших каменистых небесных тел или газовых гигантов, выброшенных по тем или иным причинам из соседних с Солнцем звездных систем. Их изучение может подсказать ученым, почему планеты покидают свои "колыбели" и могут ли подобные "изгои" выступать переносчиками жизни.

Примерно пять лет назад американские астрономы открыли, как им показалось, коричневый карлик 2MASS J2126−8140, расположенный в созвездии Октанта на неопределенном расстоянии от Земли. В 2014 году другая группа ученых обнаружила, что он входит в близлежащее к нам скопление звезд, растянувшееся между созвездиями Тукана и Часов, удаленное от нас всего на 104 световых года.

Это заставило астрономов поменять свое мнение и заключить, что 2MASS J2126−8140 представляет собой крупную "планету-изгоя" с массой, примерно в 20 раз превышающей юпитерианскую.

Так художник представил себе объект PSO J318.5-22, одновременно претендующий на роль планеты-“изгоя” и тусклого коричневого карлика.
Ученые нашли удивительную "планетозвезду"-изгоя в созвездии Водолея

Группа Дикона усомнилась в таком статусе 2MASS J2126−8140, обратив внимание на одну из ближайших соседок этой предполагаемой одинокой планеты – звезду AB Живописца. Вокруг нее, как считают некоторые планетологи, вращается небольшой спутник – или планета гигант, или коричневый карлик – на расстоянии в 275 астрономических единиц (средних дистанций между Землей и Солнцем).

Это натолкнуло Дикона и его коллег на мысль, что 2MASS J2126−8140 может вращаться вокруг какой-то близлежащей звезды, которую мы или не замечаем, или не ассоциируем с данной планетой из-за ошибочно измеренного расстояния. Они проверили эту догадку, изучив все близлежащие светила.

Через некоторое время подозрения планетологов оправдались – им удалось выяснить, что молодая звезда, красный карлик TYC 9486-927-1, находится на том же расстоянии от Земли, что и планета, и движется в сторону от нас с той же скоростью, что и 2MASS J2126−8140. Это доказало, что они являются членами одной и той же "семьи", а также позволило авторам статьи раскрыть некоторые свойства планеты.

Астрономы впервые измерили параметры атмосферы экзопланеты, похожей на Землю
Планеты-"изгои" могут быть обитаемы, считают ученые

К примеру, они уточнили массу 2MASS J2126−8140: выяснилось, что она не в 20, а всего в 11 раз тяжелее Юпитера, что позволяет с уверенностью говорить о том, что она является планетой, а не коричневым карликом.

Кроме того, они вычислили расстояние от планеты до светила, которое оказалось рекордно большим: 2MASS J2126−8140 удалена от звезды на примерно триллион километров, что составляет 6685 астрономических единиц, что в 169 раз больше, чем расстояние между Плутоном и Солнцем. Год на этой планете длится 900 тысяч лет, за все время ее жизни прошло всего 50 лет.

Таким образом, это делает 2MASS J2126−8140 самой "длинной" на сегодня планетной системой, известной человечеству. В ближайшее время Дикон и его коллеги проверят, являются ли другие известные "планеты-изгои" обитателями столь же масштабных звездных систем.