Астроном из МГУ нашел "потерянные звенья" в эволюции черных дыр

/
Астроном из МГУ и зарубежные ученые нашли почти сто кандидатов на роль редчайших черных дыр Вселенной, представляющих собой "потерянное звено" в эволюции сверхмассивных черных дыр в центрах галактик, чья масса выше солнечной в миллионы и миллиарды раз.

МОСКВА, 23 янв – РИА Новости. Астроном из России и его зарубежные коллеги открыли почти сто кандидатов на роль редчайших черных дыр промежуточной массы, "зародышей" их сверхмассивных кузин в центрах галактик, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

"Астрономы ищут подобные объекты по той причине, что они необходимы нам для того, чтобы объяснить, как сверхмассивные черные дыры массой в миллиарды Солнц могли сформироваться в первые мгновения после Большого Взрыва, через 700 миллионов лет после рождения Вселенной", — рассказывает Иван Золотухин из Государственного астрономического института имени Штернберга при МГУ (Россия).

Сегодня известны всего два относительно подтвержденных объекта подобного рода – черная дыра HLX-1 в галактике ESO 243-49, открытая в 2009 году астрономами из университета Тулузы, где сегодня работает Золотухин, а также объект M82 X-1 в галактике Сигара, открытая телескопом RTXE в 2006 году. Некоторые астрономы не считают M82 X-1 черной дырой промежуточной массы.

На этом список главных кандидатов на роль "потерянного звена" в эволюции черных дыр фактически заканчивается  — за прошедшие годы астрономам так и не удалось найти других достойных кандидатов на роль подобных объектов.

Золотухин и его коллеги из Италии и Канады попытались закрыть этот "дефицит", разработав особую методику анализа изображений, которая помогает быстро отличать подобные черные дыры от квазаров, близлежащих светил, двойных рентгеновских звезд и прочих радиоисточников, сопоставляя данные из оптического атласа ночного неба SDSS с данными наблюдений с рентгеновского телескопа XMM-Newton.

Галактика NGC2276 и черная дыра промежуточной массы
Ученые нашли в галактике NGC2276 потерянное звено в жизни черных дыр

В этом ученым помог целый ряд известных веб-разработчиков и программистов из России, который подготовил для них специальное онлайн-приложение для сайта XMM-Newton, позволявшее накладывать изображения из двух каталогов друг на друга, отсеивать и анализировать полученные данные.

Эта программа помогла Золотухину и его коллегам выделить почти 100 источников рентгеновского излучения, похожих на HLX-1 по своим спектральным свойствам, яркости и удалению от центра галактик, не менее 16 из которых, по самым консервативным оценкам, могут быть черными дырами промежуточной массы. В существовании двух из них – XMM 1226+12 в галактике М86 и XMM0838+24 в галактике SDSS J0838+2453 – авторы статьи почти не сомневаются.

Черная дыра HLX-1
Уникальная черная дыра катапультировалась из погибшей галактики

"Это шикарные кандидаты в черные дыры промежуточных масс. В работе впервые показывается, что они не просто существуют, а существуют в виде популяции. То есть, эти объекты не являются уникальными, их много", — продолжает Золотухин.

Как ожидает российский астроном, на самом деле подобных черных дыр гораздо больше, так как объединенные данные SDSS и XMM-Newton покрывают всего лишь 2% от общей площади ночного неба. С другой стороны, открытие даже 16 объектов такого рода является крайне важным для науки, и подтверждение существования любого из них будет удостоено, по мнению Золотухина, публикации в самых престижных научных журналах вроде Nature и вызовет настоящую гонку среди астрономов по их поиску и изучению.

Искать их в ближайшее время Золотухин и его коллеги планируют на шестиметровом телескопе БТА в Нижнем Архызе. Отдельные надежды ученые возлагают на строящийся орбитальный телескоп "Спектр-РГ", который предположительно будет выведен на орбиту в сентябре 2017 года.

• Пример отличного применение интернета для для науки! Сеть может объединить множество светлых умов ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЦИВИЛИЗАЦИИ. А не только для продвижения товаров и тщеславия...
    23.01.2016
  • В физике существует экспериментальная зависимость энергии связи... на нуклон от атомной массы. Самый стабильный элемент - никель, железо. Здесь 50-70 нуклонов. Может ли выделяться энергия при образовании ядра с большим количеством нуклонов? НИ ОДНА из теорий ядра, чёрных дыр не отрицает экспериментальных данных. Поэтому гравитация не может "сломать" ядерное взаимодействие, а только выплюнуть в виде волос, взрыва сверхновых... Физики тупые?
    23.01.2016
  • наших уважаю. Удачной вам работы.
    23.01.2016
  • молодцы! Российская наука не должна плестись в хвосте!
    23.01.2016
  • Возможно, следует признать, что тёмная материя, наполняющая космическое пространство, не однородна. В ней, как и в земной атмосфере, встречаются разреженные и уплотнённые области. При этом происходит постоянное движение потоков тёмной материи. Когда плотные потоки встречаются с разреженными областями, происходит ввинчивание плотного участка в разреженный. Круговое вращение может указывать на вращающуюся природу частиц тёмной материи.
    Опыт наблюдения человека за чёрными дырами несоразмерно мал по сравнению с длительностью событий в космическом пространстве. Накопленные сведения не могут считаться полными. Лишь дальнейшие вековые или тысячелетние наблюдения помогут разобраться в природе чёрных дыр. На мой взгляд, разумеется.
    24.01.2016