СМИ: РФ получит космический аппарат с ядерным двигателем к 2025 году

Вид на Землю. Архивное фото
В рамках проекта уже создана уникальная конструкция тепловыделяющего элемента, которая обеспечивает работоспособность в условиях высоких температур, больших градиентов температур, высокодозного облучения.

МОСКВА, 18 янв — РИА Новости. Космический аппарат с ядерной энергодвигательной установкой (ЯЭДУ) планируется построить и подготовить к летным испытаниям к 2025 году, соответствующие работы заложены в проекте Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы, пишет газета "Известия".

Полномасштабный макет пилотируемого транспортного космического корабля нового поколения. Архивное фото
Новый российский пилотируемый космический корабль получил имя
В рамках ОКР "Нуклон" (15,84 миллиарда рублей) предусмотрено создание космического аппарата-демонстратора с готовностью к летным испытаниям в 2025 году, пишут "Известия". Однако операции по запуску и летной отработке проект ФКП не предусматривает.

"Все работы по созданию ЯЭДУ идут в соответствии с запланированными сроками. Мы можем с большой долей уверенности говорить, что работы будут сданы в срок, предусмотренный целевой программой", — цитирует газета руководителя проекта департамента коммуникаций госкорпорации "Росатом" Андрея Иванова.

Он пояснил, что уже создана уникальная конструкция тепловыделяющего элемента, которая обеспечивает работоспособность в условиях высоких температур, больших градиентов температур, высокодозного облучения. Также успешно завершились технологические испытания корпуса реактора будущего космического энергоблока. В рамках этих испытаний корпус подвергали избыточному давлению и проводили 3D-измерения в зонах основного металла, кольцевого сварного соединения и конического перехода, рассказал Иванов изданию.

Ранее в "Росатоме" сообщали, что в 2018 году будет представлен опытный образец ядерного реактора для энергодвигательной установки, которая будет необходима для реализации проектов по освоению космоса.

Реактор создаваемой энергодвигательной установки станет вырабатывать тепло, которое с помощью турбины будет преобразовано в электроэнергию. Она в свою очередь пойдет на работу ионных электрореактивных двигателей, в которых реактивная тяга создается за счет ускоренного электрическим полем потока ионов. Этот ядерный энергоблок будет работать по замкнутому циклу — радиоактивные вещества не попадут в окружающее пространство.

РИА Наука
Обсуждение
25 пользователей оставили 34 комментария
  • Давайте ребята делайте быстрее.России нужен,просто необходим полноценный космический корабль(типа крейсер)вкупе кстати по просьбе евросоюза с установкой по уничтожению астероидной опасности.Это не только даст толчок развитию науки а еще и обеспечит безопасность страны, как ни какое про.
    06:59
    18.01.2016
  • VALERY, юноша, в мире с 1965 года в космос были выведены и до сих пор болтаются там 55 ядерных энергетических установок, что позволило получить уникальный опыт работы ЯЭУ в космосе на разных режимах. Так вот из этого количества 1 ЯЭУ американская, а остальные, простите, наши. А вы тут лепечите)))
    В 1992 году США, осознавая своё критическое отставание в этой области, приобрели в России за $13 млн две новейшие космические ЯЭУ «Енисей», экспериментировали с ними 4 года, но закрыли проект, посчитав, что Россия больше не способна ничего развивать и денег на космические ЯЭУ тратить необходимости нет. Это бывает у американцев, они и сами то полёты в космос рассматривали как забаву, пока мы им не показали как это делается в 1957 - 1961 гг)))
    Тем не менее, работы в мире идут. С 2002 г. в Японии ведётся разработка ядерного реактора RAPID-L, ориентированного на эксплуатацию в условиях лунной базы. Создание ЯЭУ как генератора энергии - важнейший элемент для следующего шага в виде создания двигателя.
    13:27
    19.01.2016
  • Дмитрий Инженерович, Вам следует подтянуть школьную физику, если вы помните, что это за предмет. Максимально возможная скорость? В космосе, за 39 суток? Вы о скорости света? Или о 50км/с? После которых трение о вакуум не даёт лететь быстрее, что ли? Немного разгребу вашу кашу: 39 суток - это срок, за который 200-мегаваттный электрореактивный двигатель класса VASIMR позволяет доставить пилотируемую экспедицию до орбиты Марса. Несмотря на действительно невпечатляющую тягу 0.5 ньютон, подобный двигатель имеет впечатляющее значение удельного импульса 30000 секунд, для тех кто понимает. Кто не понимает - в отличие от "мощных" химических двигателей, он гораздо экономнее расходует массу и может работать месяцами, поэтому улететь на нём гораздо дальше / быстрее. Для тяжёлых кораблей можно собрать "вязанку" таких ЭРД. Для сравнения: на традиционных химических двигателях с удельным импульсом 300-400 секунд до орбиты Марса нужно лететь 6 месяцев. Неплохо для "коррекционных движков"? Да, они не могут работать в атмосфере и их нужно выводить на опорную орбиту "традиционным" способом. Но в вакууме они легко переплюнут самый эффективный "традиционный" двигатель. Корабль с ядерной энергоустановкой и плазменным движком сможет мотаться на Луну, как автобус. Ну, или на Марс туда-сюда разок. И это не фантастика, реактор уже разработан и проходит испытания, движок готов, и если Роскосмос с Росатомом получат пинка и потратят 20 лярдов на дело, то полетим в 2030 году.
    18:57
    18.01.2016
  • очередной "Коммунизм" под девизом "будет!". Никакого ядерного двигателя не будет, отвечаю.
    21:04
    18.01.2016
  • mikhov_georg в ответ пользователю VALERY(показатьскрыть)
    VALERY, А кто ты такой, чтобы делать такие заявления?! Отвечать будешь в другом месте!
    00:01
    19.01.2016
  • episeev-70 в ответ пользователю mikhov_georg(показатьскрыть)
    mikhov_georg, да не обращай внимание - это каклов жаба душит
    06:39
    19.01.2016
  • Еще в школе учился, показывали электродвигатель по каналу Россия в лаборатории. Вид его был. как в фантастических фильмах яркий сочный свет синего цвета. Но тогда его тяга позволяла прилично двигать космический корабль только в невесомости в космосе, т.к. нужны были мощные источники энергии. Видимо сделали эти источники
    08:04
    19.01.2016
  • VALERY в ответ пользователю mikhov_georg(показатьскрыть)
    mikhov_georg, такие заявления может сделать любой здравомыслящий человек. А кретин будет вопросы задавать и верить что это в 2025 году "будет". В стране нет научно-технических предпосылок чтоб это сбылось, а есть только обещания о которых к 2025году забудет 85% населения.
    08:18
    19.01.2016
  • Слава З., деньги и огромное количество людей ещё не всё, нужны ещё мозги, такие как у россиян и особенно у русских. Посмотрите на возможности Америки и России, Америка контролирует почти все финансовые, экономические, людские потоки планеты. Но Россия всё равно начинает вырываться вперёд в передовых технологиях.
    08:42
    19.01.2016
  • Дмитрий Илюхин, не стоит принижать собеседника в научном диспуте. Может плохо кончиться.
    Все приведённые мной вычисления взяты из открытых источников предоставляющих информацию о существующих ионных двигателях и выдаваемой ими тяге и мощности. И сделайте вы хоть 200 ГИГАваттный источник, а выдать мощность движения более, чем способен выдать двигатель, вы не сможете.
    Насчёт "вязанки" я так же писал - да, до некоторой степени это будет эффективно, но каждый дополнительный двигатель это дополнительная масса, соответственно с каждым новым двигателем потребует ещё большая мощность, что б сдвинуть космический объект.
    Про химически движки вообще непонял, к чему тут о них? На химии да - 6 месяцев или даже быстрее при удачном расположении планет и правильном расчёте. Но мы-то о ионных, так ведь? И их тяга достаточно мала. Что б достичь Марса при тех же условиях и массе корабля хотя бы 500 тонн, потребуется пол пути непрерывно разгоняться и пол пути непрерывно тормозить, а сам путь займёт порядка 7746 суток или 21 год. Для одного двигателя.
    Допустим мы пожертвуем еще 15 тоннами и поставим 100 ионных движков, получив исходящую тягу в размере 250*100=25000мН=25Н, но уже для 515 тонн. Пересчитав все вышеприведённые расчёты получим, ускорение а=25Н/515000кг=0,00005м/сс или 0.000 000 05км/сс, что тот же путь до марса займет t=sqrt(2S/a)=sqrt(2*(54 000 000/2)/0.000 000 05)=32 863 353c=547 722мин=9 128часов=380суток=1год, это время разгона, т.е. на торможение умножаем эту величину на два и получаем 2 года полёта. Хороший результат? На первый взгляд да, но теперь учтём, что 100 двигателей потребует на два порядка больше усилий по обслуживанию, на ту же величину поднимаются риски выхода из строя, на дополнительные полтора года движения, сравнительно с химическим топливом, потребуется больше продовольствия, воды и воздуха для экипажа и многие другие факторы. Вот и скажите, есть ли реальная выгода при таком условии?
    Так что, при любом раскладе, пока не будут выведены на принципиально новый уровень ионные двигатели, или не будет найдено им альтернативы, работающей на том же принципе, от нового, даже сверхмощного истоника толку не будет. Это всё равно, что найти месторождение нефти огромного размера и качать её десятком обычных нефтяных скважин. Да, качать можно оооооочень долго, но отдача по топливу будет минимальна. Так и тут - есть источник огромной мощности, но применить её некуда, поскольку существующий потребитель не способен дать больше того, что способен. А это всё еще 250мН тяги и максимум 50км/с по скорости истечения зарядов. Пересчитайте сами или приведите пример со ссылкой на более мощные двигатели способные работать на энергии.
    10:17
    19.01.2016
  • Дмитрий Инженерович, Может плохо кончиться - это как? Вы мне угрожаете? Интересная у вас манера вести дискуссию, но почему-то не страшно. Посему всё-таки отвечу. Химические двигатели я привёл для сравнения, чтобы было понятна разница. Электрореактивные двигатели эффективнее минимум НА ПОРЯДОК (десятичный), и, глядя на расчётное время полёта с использованием "химии", можно поиметь представление, насколько улучшится этот параметр с использованием электромагнитного разгона плазмы. С приведёнными цифрами даже спорить не буду, они полностью взяты с потолка - масса корабля (почему 500 тонн, причём тут МКС?), количество двигателей (почему не 1000?) их мощность (почему именно 250мН тяги, ведь VF-200 может 5Н?). Просто приведу первую ссылку из поиска по фразе "транспортно энергетический модуль" : kosmolenta.com/index.php/new-tech/nuclear-proplusion-module - там указана масса всего корабля, 20 тонн
    12:45
    19.01.2016
  • Дмитрий Инженерович, про первые бензиновые двигатели тоже говорили что это забавное, но бесполезное изобретение, а самодвижущиеся повозки никогда не смогут заменить гужевые из-за низкой мощности, скорости, надежности и высокой стоимости...
    12:51
    19.01.2016
  • Abade Faria, вас для этого не возьмут, не надейтесь.
    12:58
    19.01.2016
  • VALERY, юноша, в мире с 1965 года в космос были выведены и до сих пор болтаются там 55 ядерных энергетических установок, что позволило получить уникальный опыт работы ЯЭУ в космосе на разных режимах. Так вот из этого количества 1 ЯЭУ американская, а остальные, простите, наши. А вы тут лепечите)))
    В 1992 году США, осознавая своё критическое отставание в этой области, приобрели в России за $13 млн две новейшие космические ЯЭУ «Енисей», экспериментировали с ними 4 года, но закрыли проект, посчитав, что Россия больше не способна ничего развивать и денег на космические ЯЭУ тратить необходимости нет. Это бывает у американцев, они и сами то полёты в космос рассматривали как забаву, пока мы им не показали как это делается в 1957 - 1961 гг)))
    Тем не менее, работы в мире идут. С 2002 г. в Японии ведётся разработка ядерного реактора RAPID-L, ориентированного на эксплуатацию в условиях лунной базы. Создание ЯЭУ как генератора энергии - важнейший элемент для следующего шага в виде создания двигателя.
    13:27
    19.01.2016
  • Дмитрий Илюхин, Я не угрожаю, а предупреждаю. Далеко не каждый собеседник позволит к себе неуважительное отношение со стороны опоонента. Подобная манера общения, хоть и не имеет последствий в интернете, по понятным причинам, в реале может действительно плохо кончиться. Говорю я это исключительно из заботы о вашем здоровье.

    Но к делу. Во-первых, мы сейчас говорим о существующих и эксплуатируемых двигателях. А это, на текущий момент, двигатели ионного типа с максмальной мощностью до 250мН.
    Во-вторых, указанный Вами двигатель, на текущий момент еще только собираются испытывать на орбите и его эффективность, пока что, больше рассчётная, нежели практическая(низкий КПД, большие потребности в эффективном охлаждении и т.д.).
    В третьих, я уже писал выше, что наш реактор будет эффективен, при появлении более мощных двигателей ионного типа, так что, не вижу противоречия моим словам. Если указанный Вами двигатель, таки заработает, вполне может получиться хорошая связка.
    В четвёртых, напоминаю про всё ещё действующие санкции и грабли в политической обстановке, которые могут помешать сотрудничеству НАСА и Росатома.
    В пятых, по вашей ссылке нет никаких данных о массе корабля. Если опираться на физику и материаловедение, корабль чисто физически не может весить 20тонн. Я даже удивлён, что человек с таким апломбом и уверенностью в собственных познаниях, прокололся на такой ерунде. Для сравнения:
    - масса вагона пассажирского поезда - 50 тонн
    - масса "Камаза" - 7 тонн
    - взлётная масса "Боинга" - 70 тонн
    - масса одного двигателя, всё того же "Боинга" - 4 тонны
    - ну и наконец - НИ ОДИН модуль МКС, предназначеный для проживания или работы людей, не весит менее 20 тонн. Только модуль! Без всего остального.

    Какой вывод можно тут сделать? если вы и вычитали где-то про корабль весом в 20 тонн, то это, по всей видимости, крохотный автоматический модуль, с минимумом научного оборудования. Уместить в этот вес космический двигатель, топливо к нему, ядерный реактор, многослойную защиту от внешних воздействий, пространство достаточное для жизни хотя бы одного человека на протяжении месяца, с запасом воды, еды и воздуха, просто невозможно. Полноценный корабль для экспедиции к Марсу с экипажем хотя бы из 12 человек и научным оборудованием, не может весить менее 500 тонн.
    Одна только еда на месяц полёта, для одного космонавта весит порядка 100кг.
    15:32
    19.01.2016
  • Николай kola72, так я и не утверждаю, что они бесполезны в принципе. Наоборот! Компактный, экономичный и мощный источник энергии это огромный плюс для космической отрасли, и применений ему можно найти великое множество, начиная от систем аварийного(а то и штатного) обеспечения космических станций и модулей, и до вооружения вращающихся конструкций с искусственной гравитацией, подогревом гидропоники, создания космических заводов и т.д. Но из того, что я знаю на текущий момент, применять этот источник в качестве топливной системы двигателей - нет никакой возможности. Если, конечно, наши не даржат козырей в рукаве :)
    15:36
    19.01.2016
  • НУ, что же, нужно поставить меточку в календаре и ждать, что с этого произойдёт. А главное - не забыть!
    18:06
    19.01.2016
  • Доктор в ответ пользователю Abade Faria(показатьскрыть)
    Abade Faria, аватарка новая очень к лицу!)
    Но пилить бабки Роскосмоса не получится и с ней)
    19:42
    19.01.2016
  • mikhov_georg в ответ пользователю VALERY(показатьскрыть)
    VALERY, Не пиши бред, что в стране нет научно-технических предпосылок. Не выдавай желаемое за действительное. Россия занимает лидирующие место в Мире в космических технологиях и двигателестроении. Все американские космические аппараты летают на наших двигателях. В космической отрасли у России научный потенциал большой, доказано временем и историей. А таким как ты, остаётся только смириться с этим!
    20:23
    19.01.2016
  • Опять к 2025 году, может быть к 2030...
    А где пилотируемая орбитальная космическая станция МИР 2 ??? Тоже ведь когда-то обещали! МИР быстренько уничтожили в океане, поливая её грязью, за то что в СССР сделана была...
    Или западные "друзья и партнёры не велят"?
    20:56
    19.01.2016
  • Назвать такую ракету ВКС надо: "Прощай Америка". Представьте: поднялся в воздух космический авианосец с 1000 Ярсов... и наступил рай на Земле. Надо только успеть до конца второго президентского срока 2024г.
    Русскими людьми всегда управляла идея, в отличие от американцев - жадность.
    21:32
    19.01.2016
  • VALERY в ответ пользователю mikhov_georg(показатьскрыть)
    mikhov_georg, если такие как ты этот двигатель строят, то я готов с этим смириться. И даже успокоюсь, будучи уверенным что твой двигатель никогда не взлетит. Пойду поблюдаю как аамериканский космический аппарат мимо Плутона пролетает
    22:49
    19.01.2016

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.