Астрономы нашли сверхновую звезду яркостью выше, чем у Галактики

Так выглядела бы мощнейшая сверхновая Вселенной ASASSN-15lh на планете в 10 тысячах световых лет от нее
Астрономы открыли в далекой галактике мощнейшую сверхновую звезду, яркость которой была в 570 миллиардов раз выше, чем у Солнца, и чье свечение могло затмить два десятка галактик, подобных нашему Млечному Пути.

МОСКВА, 14 янв – РИА Новости. Ученые обнаружили в далекой галактике в созвездии Индейца сверхъяркую вспышку сверхновой, яркость которой в 20 раз превышает суммарную яркость всего Млечного Пути, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Если честно, мы пока не знаем, какой механизм мог вызвать такой взрыв и служить источником энергии для сверхновой ASASSN-15lh. Ее изучение может привести к появлению новых теорий и открытию нового класса сверхновых, и мы с нетерпением ждем шанса дать ответы на эти вопросы в последующие годы", — заявил Субо Донг (Subo Dong) из университета Пекина (Китай).

Как рассказывает Донг, вспышка этой сверхновой, чья яркость на пике была примерно в 570 миллиардов раз больше, чем у Солнца, произошла в июне 2015 года, в галактике APMUKS(BJ) B215839.70–615403.9, удаленной от нас на 3,8 миллиарда световых лет.

За четыре месяца наблюдений, которые ученые вели после ее открытия, она выделила столько энергии, сколько Солнце могло бы выработать за 90 миллиардов лет, что почти в 50 раз дольше, чем оно просуществует в текущем виде.

Она была зафиксирована телескопами проекта ASAS-SN, автоматической сети из множества телескопов, следящих за всем ночным небом в Южном полушарии Земли и отмечающих все яркие вспышки, которые происходят в Млечном Пути и за его пределами.

Яркая вспышка быстро привлекла внимание ученых, и Донг и его коллеги начали ее изучение с измерения расстояния до галактики, где взорвалась эта звезда. Когда астрономы осознали, что она произошла в крайне далекой от нас галактике, они были поражены – яркость этой вспышки, превышающей все мыслимые пределы, невозможно было объяснить при помощи всех современных теорий их формирования.

Последние мгновения жизни белого карлика, катапультировавшего звезду  US 708 из Галактики
Ученые: "нобелевская сверхновая" выбросила звезду из Галактики

Помимо необъяснимой сверхвысокой яркости, ASASSN-15lh обладает крайне необычным спектром, который не похож на структуру излучения ни у одной другой яркой сверхновой. Это дополнительно осложняет поиск возможных "прародителей" данной вспышки и объяснение того, как она смогла на мгновение, по астрономическим меркам, затмить свечение двух дюжин галактик вроде Млечного Пути.

Тем не менее у астрономов есть гипотеза, потенциально объясняющая ее существование. Во-первых, ее спектр носит некоторые сходства со сверхъяркими сверхновыми первого типа, которые образуются в результате слияния белых карликов или нейтронных звезд.

Оранжевым цветом на фотографии отмечены скопления пыли в останках сверхновой
Ученые нашли связующее звено между сверхновыми и формированием планет

По этой причине ученые считают, что ее прародителем мог выступать магнетар – быстро вращающийся пульсар, нейтронная звезда с очень мощным магнитным полем. Огромная мощность взрыва ASASSN-15lh говорит о том, что данный магнетар должен был обладать невозможно высокой скоростью вращения – тысячу оборотов в секунду, и КПД взрыва почти равным 100%. Подобный взрыв возможен, но крайне маловероятен, и в таком случае более яркие сверхновые вряд ли могут сформироваться подобным образом, что сделает ASASSN-15lh самой яркой магнетарной сверхновой во всей Вселенной.

Другой возможный вариант – взрыв престарелой и очень крупной звезды, чьи недра были почти полностью лишены "металлов" – элементов тяжелее водорода и гелия. Учитывая значимость этого открытия, группа Донга смогла убедить НАСА предоставить им наблюдательное время на "Хаббле", чьи инструменты, как надеются ученые, помогут прояснить природу этой ярчайшей космической вспышки.

• "... вспышка этой сверхновой, чья яркость на пике была примерно в 570 миллиардов раз больше, чем у Солнца, произошла в июне 2015 года, в галактике APMUKS(BJ) B215839.70–615403.9, удаленной от нас на 3,8 миллиарда световых лет. ..." - То есть по сути, вспышка эта произошла 3,8 миллиарда лет назад. А в июне 2015 мы об этом только узнали.
    14.01.2016
  • У астрономов в определении "дальности", "мощности", "скорости" иногда такие допуски, что можно любые гипотезы строить на этой шаткой почве. А по здравому размышлению, такая вспышка всю эту удаленную галактику разнесла бы к чертям... А про это - ни словечка!
    15.01.2016
  • Представляю какая это могла быть черная дыра
    14.01.2016
  • ещё не понял как,но чувствую что эта новость многим поможет в жизни!
    15.01.2016
  • Не хочу никого обидеть, но по всей видимости, цель этого открытия озвучена в последнем предложении сообщения "...Учитывая значимость этого открытия, группа Донга смогла убедить NASA предоставить им наблюдательное время на "Hubble", чьи инструменты, как надеются ученые, помогут прояснить природу этой ярчайшей космической вспышки.". А заодно выполнить и ряд других своих исследований. Так сказать, попутно. А после сообщить, мол ошибочка вышла.
    16.01.2016